«Этот мост строил вредитель»
Построенная в 30-х годах прошлого века через Тезу переправа и сегодня имеет большой запас прочности.
Как-то раз, в одной компании, в разговоре о шуйской железнодорожной переправе, именуемом в народе «стальмостом», один из собеседников, желая, вероятно, показать свою осведомленность, заявил: «Этот мост строил вредитель». Я вздохнул, подумав: как же долго живут слухи. Особенно о 30-х годах прошлого века. Так кто же он, этот «вредитель»?
Звали его Николай Иванович Власов. Родился 24 февраля 1901 года в Иванове, но своей родиной на полном серьёзе считал Шую. И неспроста. И мать, и отец его были коренными шуянами, но Иван Семёнович к моменту рождения сына работал заместителем начальника станции Иваново, а затем – начальником станции Шуя.
В 1925 году Николай Власов заканчивает строительный факультет Ивановского политехнического института и поступает на работу в строительную контору гор-
исполкома. Работал он прорабом бетонных работ на строительстве Октябрьского моста. В 1930 году началось строительство железной дороги Шуя – Южа – ЮжГРЭС. Здесь у Власова было сразу три должности: начальник строительства, главный инженер и прораб стальных мостов: один в Шуе, второй – в Иваново – Ильино. После консервации строительства в 1931 году Николай Иванович, уже известный даже в Москве строитель, отправляется в столицу. Здесь он строит первые колхозные рынки. Затем – железные дороги и мосты во многих местах СССР.
Война. В осенние дни 1941-го Власов на пустом месте строит сборочный цех Казанского авиационного завода. А ещё 3000 километров железных дорог вдоль Волги: Свияжск – Ульяновск – Сталинград.
После войны – Германия. Восстановление разбитого до нуля американцами металлургического комбината в Хениксдорфе – здесь он начальник управления научных и инженерных кадров (со стороны СССР). Первая плавка – 12 марта 1948 года. С 1949 года Николай Власов – в Союзе. Восстанавливает химическую промышленность в Донбассе. Затем – Пермь, где он главный инженер строительного треста. Подольск – кабельный завод и завод «Микропровод». В Павлодаре – заместитель главного инженера, которому подчинялось всё строительство «Экибастуза», а это 40 заводов.
В 1965-м Николай Иванович обосновался в Подольске, вышел на пенсию и... перешёл на педагогическую работу. С 1980 года стал часто, почти каждый год, посещать Шую. Последний раз в 1991 году. Ходил уже с палочкой. Скончался в ночь с 12 на 13 октября 1993 года.
...В середине 80-х годов стальмост передавали на баланс строительства «завода роботов». Испытания производила очень серьёзная комиссия. Она установила: мост имеет большой запас прочности. Тогда-то и покрасили его. В первый и в последний раз.
Фото 1983 года.