Художнику солнечного луча – 70 лет
Эту круглую дату отметил талантливый шуйский художник-импрессионист Владимир Гаврилович Критский.
Память услужливо высветила для меня далёкий мартовский вечер и художника, поёживающегося за мольбертом и спешащего схватить мастихином и занести на картон тот яркий свет, который уронило заходящее солнышко на дощатую стену старого дома. Он дует на руки, трёт озябшие пальцы и спешит, спешит! Ведь солнышко-то заходит…
Это было наше первое знакомство с Владимиром Гавриловичем, когда я по наивности дилетанта поинтересовался, почему он пишет свою картину тонкой стальной пластинкой — мастихином, нанося плотные яркие слои краски, а не рисует их кисточкой. Много лет пролетело с тех пор. Разные картины написал за это время Владимир Гаврилович Критский, и всё же они оставались картинами художника солнечного луча.
Впрочем, Критский пишет и сельские пейзажи, и улочки родного города, реки и озера, «разливы рек, подобные морям» (как писал поэт), интерьеры уносящихся ввысь золотыми крестами зданий церквей и, наконец, портреты разных людей — его талант отображает мир целиком. Но при этом художник всегда остаётся верен импрессионизму, этой великой школе французских и российских художников яркого солнца, света, той голубизны неба, которую добивался от своих студентов когда-то старый профессор Российской академии художеств, гений российского пейзажа Алексей Кондратьевич Саврасов.
— Солнце! Воздух гоните на холсты! — требовал он от своих учеников.
Мой друг Владимир Критский, никогда не учившийся в академии, в которой преподавал Саврасов, всей душой и манерой своей принадлежит к ней, к этой великой и яркой когорте мастеров‑импрессионистов.
Отмечая его юбилей, поздравляя его, я хочу сказать: дай ему, Господи, далее быть ярким и самобытным художником русского пейзажа. Художником бегущего солнечного луча.