Путешествие на скутере до Азовского моря
Превратив резину в лохмотья, шуйский скутерист преодолел более трех с половиной тысяч километров без особых проблем.
Скутер — это то, что мне нужно, подумал я, когда прокатился на этом транспортном средстве, чтобы как-то разнообразить впечатления от дальних поездок на мотоцикле. Тише едешь — больше увидишь, спешить некуда, отпуск длинный, а море близкое. Так и решил — съездить на Азовское море на скутере. А так как самыми массовыми являются скутеры китайского производства, его и выбрал, запчасти на них есть в любом городе страны. Из-за того, что китайская техника не очень прославилась своей надежностью, скутер был мною собственноручно полностью разобран и собран заново. Набрал в рюкзак привычный походный набор: спальник, палатку, еду, примус, запчасти, инструмент, дождевик — и отправился.
Решил сильно не мудрить и ехать только по автомагистралям, избегая второстепенных дорог, так как скутер плохие дороги переносит плохо. А это значит путь мой лежал из Шуи через Иваново, по трассе М7 до Москвы, далее по МКАД на трассу М4 через Воронеж и Ростов‑на-Дону.
В первый день ничего особенного не происходило, разве что на МКАДе простоял в пробках, но в них, как ни странно это прозвучит, я отдыхал. Специальных остановок на отдых не делал, отдыхал только при заправке горючим, а это каждые сто километров. В общем, ехал от рассвета до заката. Посадка довольно удобная, скорость небольшая, сильно не уставал.
На второй день начались приключения — утром сгорел регулятор напряжения. Замена нехлопотная — запасной вез с собой. В Тульской области, где дорога либо вверх, либо вниз, я проколол колесо сразу в двух местах, и снова — необременительный ремонт бескамерной резины с помощью специальных жгутиков. В начале Воронежской области есть довольно длительный участок трассы без заправок. Из-за этого, избаловавшись обилием заправок в Московской и Тульской областях, здесь запросто можно обсохнуть. Что и случилось с одним байкером, которому я подарил бензин — скутеру он особо не нужен. В конце дня встретил парня на мопеде, который ехал из Подмосковья на Тамань — стало морально легче, не один я по этой дороге плетусь. Он уехал в ночь, а я — в поле на лагерь, хватит ночных перегонов, надо соблюдать распорядок дня.
Третий день пути — Ростовская область, адская жара и раскаленный асфальт. Сухой, жаркий ветер с полей не приносит прохладу даже на ходу. М4, пожалуй, — одна из лучших трасс в стране, тысячи километров почти идеального асфальта, широкая обочина, две полосы в одну сторону. Но в Ростовской области она не в лучшем состоянии: много пробок, длиной достигающих десять километров, и ремонт дороги. Но я быстро приспособился, все пробки объезжал по обочине, поскольку штрафов для скутера просто нет. Также в затяжные подъемы помогают забираться фуры — настоящие короли дорог, пристроившись за ними в воздушном мешке, можно неплохо набрать скорость. В конце дня обнаружилась течь сальника коленвала, весь двигатель покрылся маслом, но мне было все равно, уровень масла сильно не убывал, а на ездовые качества это не влияло. Смеркалось, до моря оставалось сто километров, ночевать негде, кругом поля подсолнухов, и я, недолго думая, свернул в поле и прямо по пашне уехал за километр от трассы, где и разбил палатку.
Четвертый день — еду по второстепенной дороге с ухабами, и не прошло и получаса, как оторвался глушитель. Хорошее начало дня… Впрочем, ремонт снова несложный — притянул глушитель шнурком от ботинок и поехал к морю, до которого уже рукой подать. Миновал Ейск по окружной дороге — на указателях: «Должанская». В полдень был на месте. Решил обосноваться где-нибудь в районе косы Долгой.
Море встретило меня штормовым ветром и огромными волнами. Но плюс косы заключается в том, что если на одном побережье волны, то на противоположном — идеальная гладь воды, так как ветер идет уже с суши на море. И, проехав еще пару километров, я оказался на противоположном берегу, где снял место в автокемпинге на берегу моря. Здесь я пробыл три дня, это был конец июля, отличная погода, комфортная температура, ленивые чайки и никаких отелей на берегу. Я купался, ел, загорал и ничего не делал. Пляж состоит из мелких ракушек, относительно благоустроен, периодически убирается, есть бар-магазин, туалет, летний душ, мусорные контейнеры и навес над головой, под который я поставил палатку. Единственное неудобство доставлял сильный ветер, от которого пришлось сооружать баррикады из пленки, кирпичей и досок. Но впоследствии ветер стих, здесь это частое явление.
…Обратный путь тот же, только в обратной последовательности. Самый сложный — первый день обратного пути, так как снова Ростовская область и сильная сухая жара. Заднее колесо превратилось в решето, к нему цеплялись гвозди, острые камни, осколки битого стекла. Заклеивать все дыры было бессмысленно, поэтому я просто периодически подкачивал колесо на бензоколонках. А передняя резина превратилась в лохмотья. Обратная дорога заняла менее трех дней и не обошлась без неприятностей. За десять километров до дома порвался ремень вариатора, заставивший меня вновь заняться несложным ремонтом, тем более что новый ремень был с собой. Так что скутер доехал и вернулся успешно, я тоже.
В итоге пройдено около 3600 километров, шесть дней пути, три дня отдыха. Потраченный бюджет — около семи тысяч рублей. Сделал вывод, что на китайском скутере тоже можно ездить куда угодно, но только туда, где есть дороги. И еще: помощь в организации путешествия мне оказал мото-скутерсервис «MOTOMIX» байк-клуба «Crazy Region» г. Шуи. Благодарю за помощь.
Справка от автора
Изначально скутер придумали в Японии в качестве транспортного средства для домохозяек, которым нужно ездить в магазин за продуктами. Простое, неприхотливое, надежное и экономичное транспортное средство, полностью автоматическая трансмиссия, много места для багажа. Из-за небольшого диаметра колес, короткой базы, маленького топливного бака и маломощного малокубатурного двигателя скутер предназначался исключительно для езды по городу, на небольшие расстояния.