«Все трудности пережить можно»
Три года в Москве в знаменитом на весь мир коллективе – хоре им. Пятницкого – работает шуянка Маша Смирнова. Она воспитанница Заслуженного работника культуры В. Н. Худякова. Именно он открыл в ней певческий талант, когда она пришла к нему заниматься в ансамбль «Калинушка». Минувший творческий сезон для Маши был заполнен учебой, работой и гастрольными поездками. Так что времени приехать домой у нее просто не было. Но сейчас лето, значит, наступил небольшой перерыв в напряженной певческой жизни юной артистки, когда появилась возможность побывать в Шуе. Так что у певицы нашлось время для неформального общения с корреспондентом «МС».
- Действительно, год был напряженным, но и самым плодотворным, – делится своими впечатлениями певица. – Три года назад наш коллектив выиграл президентский гранд, и сейчас наступило время, когда его вновь предстоит завоевывать, тем самым оправдывая высокое звание народного коллектива. Поэтому мы работали круглые сутки, без выходных. Концерты, гастроли, выступления в России и за рубежом. Побывали во Вьетнаме, Северной Корее, где показывали свою новую программу, над которой работали целый год. За рубежом, по-прежнему, любят русские песни, как народные, так и эстрадные. Было полной неожиданностью, когда во Вьетнаме нас попросили исполнить «Миллион алых роз», причем пришлось ее петь раз сто. А потом – аплодисменты, цветы, слезы на глазах зрителей.
– Ты в хоре им. Пятницкого работаешь три года. Насколько изменились твои представления об этом коллективе?
– Для меня государственный академический русский народный хор им. Пятницкого – это высшая планка в исполнении русской народной песни, сохранении песен и обрядов разных областей России. В этом большая заслуга наших руководителей, тех, кто работает над тем, чтобы старинная песня принимала современное звучание. Мы съехались из разных уголков страны: из Москвы, Калининграда, Владивостока, из Сибири, Шуи, Мурманска, Рязани, Воронежа, Вологды. По стране, по глубинкам ездят фольклористы и записывают песни наших бабушек. Их слушают, выбирают, и начинается процесс обработки, аранжировки, придания им яркого современного звучания. В концертной программе мы исполняем 25-26 песен разных регионов России. Пели когда-то одну из песен Ивановской области «На горе куст калинушки», есть у нас песни В. Высоцкого, А. Розенбаума, И. Матвиенко, других композиторов и, конечно, наша классика: «Катюша», «Ой, туманы мои», «Огней так много золотых».
- В «Калинушке» у В. Н. Худякова ты получила основу музыкальных знаний. На какую новую ступень ты поднялась, придя в хор?
- Во-первых, как правильно держаться на сцене. Виктор Николаевич научил, как петь, как подавать звук, как преподнести песню, чтобы она запомнилась слушателю. Но я не всегда прислушивалась к его советам, потому что была мала и глупа. Когда пришла в хор, то пришлось много потрудиться, чтобы научиться входить в какой-то образ, обыгрывать песню, где-то кокетливо, где-то строго, где голосом, глазами, поворотом головы. А вот в танцах мне было немного легче, чем остальным, потому что я 7 лет танцевала у А. Н. Смирнова. А вот где сто потов сошло, так это на сценическом движении, сценической речи, потому что во время концертов необходимо выходить на передний план, объявлять номера, но, надеюсь, у меня теперь что-то получается.
- Процесс обучения это, прежде всего, уроки. Как проходят у вас занятия?
- В этом году я не только работаю в хоре, но и получаю образование в студии им. Т. Устиновой, которая в 30-е годы создала танцевальную группу хора. Распорядок дня такой, что лениться просто некогда. Каждый день к 11 часам мы приходим на работу в свои классы: танцевальный, оркестровый и хоровой. Распеваемся час, а потом все собираемся в большом зале, где происходит основная работа над репертуаром, над образами песен. После 17 часов у меня занятия в студии. Когда хор выезжает на гастроли, то крайне сложно совмещать работу и учебу. Приходится пропускать занятия. Есть у нас экзамены, зачеты, шпаргалки и списывания, как у всех студентов. Но преподаватели нам прощают, потому что понимают всю сложность артистической жизни.
Даже за тот небольшой срок, что работаю в таком знаменитом коллективе, как хор им. Пятницкого, я повзрослела, получила жизненный опыт, научилась правильно говорить. Пусть работа здесь – адский, титанический труд, но нисколько не жалею, что три года назад уехала покорять столицу, потому что поняла, что все трудности можно пережить.