Светлана Потемкина: «Законодательство по защите прав потребителей должно работать!»
В нашем городе с каждым годом количество потребительских обращений в суд растет. В прошлом году – 32 случая, а в 2009 уже 11. Тенденция к росту есть. Однако обращение в суд с целью восстановить свои нарушенные права должно стать обычным делом. Так считает ведущий специалист отдела по защите прав потребителей администрации г.о. Шуя Светлана Потемкина.
Кстати
Федеральный закон «О защите прав потребителей» действует в России уже 17 лет. Особенностью его является то, что ответственность за нарушение прав потребителей наступает только у изготовителя (продавца). Ведь обеспечить интересы потребителя, как более слабой стороны в договорных отношениях, гораздо важнее.
– Светлана Владимировна, каждый из нас является потребителем товаров и услуг, поэтому 15 марта – наш общий праздник. Как будет проходить этот день в нашем городе?
– Намечен целый ряд мероприятий: выставка книг по вопросам защиты прав потребителей в Центральной библиотеке, конкурс среди читателей вашей газеты на знания своих прав, консультации, олимпиада в ПУ №42, и другие. Кстати, выпускники этого учебного заведения, которые посвятили свою жизнь оказанию нам с вами различных услуг, портные и парикмахеры, должны знать не только свои права и обязанности, но и соблюдать наши. В этом плане мы тесно работаем с директором училища О. Ивановой, преподавателем Н. Писаревой. По результатам тестирования ребята показывают неплохие баллы. Хотелось бы, чтобы и руководители других учебных заведений, учителя, преподаватели откликнулись на наше предложение о совместной работе. Вместе мы достигли бы больших результатов в обучении подрастающего поколения в этом направлении.
– Как прошел год уходящий, какое количество обращений поступило в ваш отдел?
– Работа проводилась по основным направлениям практической деятельности – прием граждан, письменных заявлений и жалоб по вопросам защиты прав потребителей. В 2008 году было принято 373 человека (334 человека на личном приёме и 39 письменных заявлений), в 238 случаях вопросы решены положительно. Сумма возмещенного ущерба составила 198630.71 рублей. Оказывалась помощь в подготовке исковых заявлений в суд. За истекший период составлено 32 исковых заявлений в суд в связи с приобретением товаров и оказанием услуг ненадлежащего качества. Из них рассмотрено в пользу потребителей двенадцать заявлений, тринадцать находится на рассмотрении, в шести случаях заключены мировые соглашения на досудебной стадии, в одном иске потребителю отказано. Методическую, консультативную помощь мы оказывали гражданам, частным предпринимателям и юридическим лицам. Устные консультации –120, телефонные консультации – 295. Как положительную тенденцию, мы отмечаем обращение не только потребителей, но и индивидуальных предпринимателей и руководителей организаций за консультацией по действиям в конкретных случаях и за разъяснениями норм закона.
– Какие товары чаще всего вызывают нарекания покупателей?
– Это сложная бытовая техника – холодильники, ТВ, DVD и сотовые телефоны, обувь. Небольшой процент составляют жалобы на услуги по установке и изготовлению окон ПВХ, металлических дверей, предоставлению услуг Интернета, мобильной связи и другие.
– Много ли обращений в суд?
– С каждым годом количество составленных исковых заявлений и, соответственно, обращений в суд растет. В прошлом году – 32 факта, а в 2009 уже 11. Это не значит, что все они дойдут до суда, в каких-то случаях будет достигнуто мировое соглашение. Но, тем не менее, тенденция к увеличению есть. Причем цена иска не всегда является основой для обращения в суд. Иногда это принципиальный шаг, который люди делают, чтобы показать торжество закона. Но предъявление иска в суд с целью восстановить свои нарушенные права должно стать обычным делом. Законодательство по защите прав потребителей должно работать и быть востребованным.
– Светлана Владимировна, мы говорим очень часто о плохих продавцах, а какие у нас покупатели?
– Разные, иногда очень доверчивые и наивные. Купят товар, не проверяя, а домой приходят, обнаруживают недостатки, и доказать потом их правоту практически невозможно. Некоторые – очень осторожные: прежде чем купить, все подробности узнают, как поступить, что сделать, что сказать. Это очень хорошо, так как если изначально правильно действовать, то добиться положительного результата легче.
– Что вы пожелаете всем потенциальным потребителям?
– Будьте внимательны, читайте документы, которые подписываете, не стесняйтесь быть требовательными, ведь вы платите свои деньги, и не бойтесь обращаться в суд.