Английский, немецкий, французский… китайский?
В последнее время всё больше говорят о том, что в школе нужен ещё один иностранный язык – китайский.
Мы решили узнать мнение учеников городских школ по этому поводу. Нужен ли сегодня в школе китайский язык? Выбирали бы его современные школьники вместо привычного английского или, скажем, немецкого?
Вот несколько мнений старшеклассников и студентов по этому поводу.
«Не думаю, что китайский язык резко станет популярным в нашей стране. Многие школьники сегодня в принципе не особо интересуются иностранными языками. Даже несмотря на то, что второй язык является обязательной дисциплиной – интересует это немногих. Меня, например, никогда.
Для меня бы было интересно изучить этот язык разве что ради расширения кругозора. Проще говоря, если бы мне встретился представитель языка, то я мог бы ему ответить. Если китайский язык добавят как ещё один новый предмет, велика вероятность, что для многих это станет всего лишь очередным скучным уроком», – делится своим мнением Николай.
«Мне кажется, что сегодня нет необходимости в изучении китайского языка в школах. Вероятно, если внедрить китайский в младшие классы, то заинтересованные найдутся, но большинство, как мне кажется, по-прежнему остановит свой выбор на английском или немецком. В любом случае восточный язык будет чем-то новым в обычной программе, но не стоит вводить китайский старшим классам. Думаю, что пока у китайского не так много перспектив», –
считает Александр.
«Я считаю, что китайский в школе не нужен. Было бы лучше, если бы увеличили время на изучение английского языка. Наверное, в начальной школе, при выборе иностранного – китайский сегодня окажется неплохим вариантом. Я не отрицаю, что его изучение может оказаться интересной практикой для детей. По крайней мере, будущее у затеи внедрения китайского действительно есть», – делится своим мнением Екатерина.
«Не думаю, что китайский нужен конкретно сейчас, но в ближайшие год-два необходимость в нём точно возрастёт. Ребята поменьше, думаю, выбирали бы китайский для изучения. Много раз слышал, что китайский реально интересен в изучении. Знаю желающих научиться читать и писать китайские иероглифы… это, правда, необычно для нас. Сейчас мы активно налаживаем отношения с Китаем, поэтому, думаю, будущее у идеи внедрения китайского языка есть», –
говорит Иван.
«В связи с политической ситуацией в стране, планами правительства и курсом государства на контакт с востоком, я считаю, что китайский язык был бы сегодня необходим. Необходим как немецкий в прошлом веке… конечно, я говорю не о конфликтах, а о росте спроса на язык в стране. Вкупе с возрастанием популярности восточной культуры среди подростков китайский мог бы заинтересовать подрастающее поколение. Определённый потенциал у преподавания китайского языка в школах есть, но заниматься с детьми должны люди с высокой квалификацией и собственным интересом», – считает Ольга.
«МС» также узнал мнение шуянки Екатерины, ныне студентки СПбГУ на факультете международных отношений Россия-Китай: «Так просто ответить на вопрос необходимости внедрения китайского в школы нельзя, –
говорит Екатерина. – По пессимистичному сценарию: в большинстве школ, к сожалению, не могут нормально преподавать даже один иностранный язык. Не хватает педагогов. Пока не могу сказать, что у нас много кадров, которые хотели бы зарабатывать на жизнь преподаванием китайского в государственных школах. Репетиторство и онлайн-школы – процветают. Отсюда же вытекает проблема эффективности такого обучения: если заниматься группой в 25 человек по 45 минут, то это чудовищно мало. В китайском важна постановка произношения, как нигде, а это практически невозможно в реалиях обычной МОУ СОШ!
По оптимистичному: я уверена, что многие родители выбрали бы для своего ребёнка китайский язык, может быть, даже как первый. Из всех углов говорят о том, что Китай – наш главный партнёр, и лет так на 10 это точно так. А специалистов с китайским действительно не хватает. И работать с Китаем без знания языка почти невозможно. Поэтому да, я считаю, что его бы выбирали, но вопрос, как всегда, в том, как это будет осуществляться на деле».
Исходя из мнения опрошенных, можно сделать вывод, что сегодняшняя молодёжь не отрицает возможности внедрения китайского языка в наши школы. Однако есть некоторые опасения и недоверие к современной системе образования. Многие выпускники по окончании школы в наши дни, изучая английский язык со второго класса, не могут связать и двух слов на этом языке. Остаётся надеяться, что подход к преподаванию в ближайшем будущем изменится, ведь интерес к китайскому, пусть и не у каждого школьника, но всё-таки имеется. Быть может, новая инициатива обретёт силу, и любопытство учеников к экзотичным языкам и культурам в будущем возрастёт.