year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Здесь оживает история… - «Местный спрос»

Здесь оживает история…

В прошлом номере «МС» мы познакомили читателей с клубом ТОП «Р.А.П.И.Р.А», участники которого не только обучаются историческому фехтованию, но и получают знания по истории и культуре.

Здесь оживает история…Корреспондент еженедельника «Местный спрос» побеседовал не только с участниками Творческого общества патриотов «Российская агитационно-патриотическая историко-риторическая ассамблея», но и с известными российскими реконструкторами и фехтовальщиками о том, почему военное мастерство прошлых исторических эпох привлекает людей сейчас?

Активная деятельность клуба уже привлекает внимание жителей города и на лекции в «Р.А.П.И.Р.У.» приходят не только её участники. На городском уровне клуб также заявил о себе, например, организовав летом 2023 года на праздновании Дня молодёжи почти 4-х часовой лекторий спикеров по истории, биологии и другим дисциплинам.

Клубу, как было сказано, чуть больше года, но история многих проектов начинается с этого. Мы попросили российских реконструкторов и спортсменов-фехтовальщиков рассказать о своём пути в прошлое.

Евгений БЕХАРТ, руководитель КИР «Терция» (XVII век), Москва:

– Детство моё прошло в доме, который стоял напротив одного из замков Мнишеков. Конечно, когда я стал более осознанно задумываться о хобби, то выбор был связан только с историей. Но с историей живой, как камни старого поместья.

Я бы не стал говорить, что мы испытываем какие-то существенные трудности. Конечно, занятие реконструкцией стоит недёшево, но это не проблема, а расходы. Я, например, открыл ателье, которое помогает обшивать всех желающих, кто хочет получить старинные наряды.

Я точно уверен, что у нас впереди много достижений, и мы к ним уверенно идём!

Тимофей БЫКОВСКИЙ, исполнительный директор центра исторических проектов «Вечный город», руководитель КИР «Одиннадцатый славный Флавиев легион» (Древний Рим), Москва:

– Всё началось в далёком 2000 году, когда мы с другом приехали на «Меч России»! Я сразу понял, что это моё! Тогда это казалось романтикой, чем-то невероятным! Сейчас я понимаю, что в реконструкции есть свои сложности, это, например, нежелание вести собственные исследования, эксперименты, общая зашоренность, относительно дорогое снаряжение (сегодня комплект в среднем обойдётся от 100 000–150 000 рублей, а потолок практически бесконечен), но плюсов в разы больше. А ещё море удивительных историй и приключений!

Моя мечта сейчас – неспешно собирать конный комплект на рейтара XVII века.

Сергей МИНЧЕНКОВ, руководитель КИР «Харалуг» (Эпоха викингов), Иваново:

– Я занимаюсь исторической реконструкцией уже 20 лет и как руководитель клуба имею различные награды за общественную работу по популяризации истории и развитию патриотизма среди молодёжи. Мы занимаемся эпохой викингов, используем модели того оружия, которое было распространено в эту эпоху.

Каких-то навыков или качеств при занятии исторической реконструкцией особо не требуется. Главное – желание. В целом фехтование требует определённой физической формы, наверное, это занятие способствует формированию воли, как любой спорт. Конечно, наличие хорошей физподготовки, специального образования или каких-то ремесленных умений сильно облегчает жизнь, но в целом легко и без них.

Для нас вся жизнь в реконструкции – это яркий запоминающийся момент. Столько всего обычно на мероприятиях происходит, что вспомнить что-то конкретное сложно. Это хобби, оно нравится или нет и всё. Говорить, что ты будешь лучше знать историю, – это не совсем так, правильнее сказать – будешь лучше знать материальную культуру.

Начинающему реконструктору я могу дать только один совет: ищите клуб, который занимается интересующим вас периодом, приходите туда и начинайте свой путь реконструктора. В клубе будет легко, в одиночку будет сложно.

Планы у нас на будущее простые – дальше заниматься, развивать клуб, набрать ещё людей в клуб, делать новые интересные проекты.

Илья ПЕТРУХИН, исследователь памятников оружейного дела; руководитель клуба «Стальной Орёл» (г.Тула) и Международного объединения «Армия Фрундсберга» (ландскнехты и немецкое войско XVI века):

– Я занимаюсь исторической реконструкцией уже почти 30 лет. Историческая эпоха, которой занимается наш клуб, относится к германским и центральноевропейским землям XVI века. В арсенале нашего клуба – различные массогабаритные модели оружия того периода. В основном стилистики западноевропейских мечей XV–XVII веков. Копья, двуручные секиры (их ещё называют «полэкс» или «мордакст»).

Реконструкция всё-таки разнообразна.

Во-первых, это и временные периоды, и территориальные рамки, ну и есть реконструкция материальной культуры. Например, это воссоздание предметов воинского или гражданского быта. Также есть реконструкция аутентичных боевых техник. Она, правда, требует высокого соответствия уровня историчности экипировки. Иначе сам эксперимент не будет иметь необходимого уровня чистоты. Ещё может быть реконструкция средневековых танцев, игр и т.п.

На мой взгляд, главное, что должно быть у «реконструктора», это любовь к изучаемому периоду истории, а также некая преданность своему делу. Ну, и умение ставить текущие достижения под сомнения. Например, при создании предметов материальной культуры очень часто мы не знаем, как правильно изначально. То есть создали себе костюм на бюргера свободного города в Империи XIV века, а через год обнаружились данные, которые ставят под вопрос использование определённого вида предметов в вашем костюме. Нужно делать заново.

По-хорошему, реконструкторы – это наполовину учёные. Ну, это в идеале.

В планах у нас – проведение турнира латников в Туле. Продолжение функционирования в Тульском региональном отделении ООД «РОСРЕКОН». Публикация научных статей, по которым были сделаны доклады на научных конференциях. Выпуск монографии. Защита диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.

Марина ГОЛОВИНА, призёр и чемпион многочисленных всероссийских и международных соревнований по ИСБ и спортивному мечу. Третий клинок мира в состязаниях 1х1 «триатлон» по ИСБ (2016). Двукратный чемпион мира в женских командных боях 5 на 5 (2018-2019). Топовый боец женской лиги полноконтактных боёв по версии WMFC:

– Я занимаюсь историческим средневековым боем с 2014 года (сама считаю по возрасту младшего сына, так удобнее). На тренировках в основном используем мягкую защиту и мечи, так называемые тямбары (пластиковый сердечник соответствующей длины, обёрнутый изоляционным материалом).

Я боец-универсал, умею адаптироваться к любой технике, а с точки зрения тактики также предпочитаю выжидать, работать вторым номером в ответ на инициативу противника. Либо предпринимаю свои действия, чтобы её спровоцировать.

Слишком часто заниматься в доспехах и на стальном оружии чревато для здоровья и снаряжения. Но выступления, конечно, уже проходят при полном параде: металлические доспехи, поддоспешник и полновесные стальные макеты средневекового оружия.

Для занятий ИРБ необходима и важна всесторонняя физическая подготовка и приличный уровень психологической. В свою очередь эти два столпа включают множество составляющих, но даже при тщательном изучении становится понятно, что для успешного фехтования в доспехах пригодятся абсолютно все качества, а любой навык, особенно из приобретённых спортсменом ранее, до начала занятий ИСБ, может закрепить успех и привнести оригинальный стиль в манеру бойца.

Исторический средневековый бой имеет признаки всех существующих видов спорта согласно современной типологии: он и сложнокоординационный, и циклический, и игровой, и командный, и прикладной, и единоборство, и экстремальный... Плюс ко всему представляет собой уникальное явление на стыке спорта и культуры. В общем, об этом я много писала и говорила, можно продолжать бесконечно. Но лучше просто попробовать. Воспринимайте этот вид оружейного единоборства не как спорт высших достижений и удовлетворения личных амбиций, а как духовно-телесную практику. Запаситесь терпением, и в минуты, когда будет тяжело (а будет обязательно), помните, что здесь упорство вознаграждается как нигде, и спустя годы это занятие будет продолжать вас удивлять, открываться с новой стороны, а главное – обнажать ваши собственные неизведанные грани и возможности. Ну, и совершенно уникальная атмосфера, которая царит в сообществе, где каста бойцов, пусть и являющаяся главным активом движения, тесно переплетена и находится в определённой зависимости с другими действующими лицами: ремесленниками, оруженосцами, судьями, болельщиками и т.д. Наш неофициальный спорт самобытен, именно поэтому его так сложно регламентировать и втиснуть в какие-то формальные рамки. Возможно, это и к лучшему.

Прямой диалог

Солбон ЛЫГДЭНОВ, кинорежиссёр («Легенда острова Двид», «321-я сибирская»):

– Солбон, скажите, часто ли режиссёры прибегают к реконструкторам за советами или подсказками?

– Да, конечно, обращаются. Слава богу, что в последнее время реконструкторов стало много и по всем эпохам. Ну, порой, конечно же, бывает и так, что реконструктор реконструктору рознь. На больших студиях имеются профессиональные костюмеры и реквизиторы, которые очень хорошо разбираются в тонкостях истории и войн. Но это на больших студиях. А так, конечно, реконы – хорошее подспорье для творцов. Я сам дружу со многими, но и сам люблю поковыряться в архивах, в исторических книгах. Полезно творцу, а особенно киношному, в таком деле быть в теме.

– Насколько сложно или легко работать с историческим реконструктором в кадре?

– По-всякому. Реконструкторы разные бывают. Но здесь важно понимать роль реконов. Ты можешь их использовать как консультантов, но чтобы поставить их в кадр, то это сложно, т.к. реконы свои костюмы и реквизит под реальную пыль и грязь кинохудожества отдают с большой неохотой. Ведь собирать такие дорогие коллекции может себе позволить далеко не бедный человек. И приходится уже по консультациям реконов и историков создавать костюмы и реквизит, находить подходящую массовку, актёров, которые соответствовали бы создаваемому образу в кадре.

Я сам же внимательно прислушиваюсь как к историкам, так и к реконам, а потом уже на основе этих консультаций создаю кадр по-своему, со своим кастом по актёрам и массовке. Особенно важно, когда это трюковая съёмка, совмещённая не только с риском для здоровья актёров и каскадёров, но и с расходом костюмов и реквизита. Работа с открытым огнём пиротехников и другими стихиями часто не оставляет шанса на ремонт костюмов и реквизита.

– Есть ли клубы реконструкторов, которые чаще других снимаются в фильмах?

– В больших городах (Москва, Питер, Минск, Волгоград и др.) клубов много и они активно принимают участие в съёмках больших студий. Я же работал с клубом «Пехотинец» г. Волгограда. Хорошие ребята!

От 21 Февраля Александр ИПАТОВ, фото их открытых источников и архива ТОП «Р.А.П.И.Р.А».

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий