Без речи речь не развивается!
14 ноября свой профессиональный праздник отметят логопеды.
С радостью и любовью помогать детям справляться с речевыми проблемами – основной девиз героини статьи. Ксения Прокичева – человек в педагогике неслучайный. Будучи ещё школьницей, она мечтала работать с детьми, повзрослев, поняла, что хотела бы сделать их жизнь беззаботнее и радостнее.
Окончив университет с красным дипломом по специальности логопед-дефектолог, Ксения устроилась на работу в один из детских садов Шуи и ни разу не пожалела о своём выборе. Кстати, определиться с профессией нашей собеседнице помогла её мама Анна Евгеньевна Латышева, за что Ксения ей безмерно благодарна. «На занятиях с детьми я испытываю море положительных эмоций, – рассказывает К. Прокичева, – но неизмеримое удовольствие получаю, когда у ребёнка получилось выговорить новый звук, когда вижу благодарность в глазах родителей». Преданность логопедии наша собеседница демонстрирует и поныне. Став в июле мамой, Ксения не оставила своих подопечных и продолжила заниматься с ними.
Логопедическая деятельность К. Прокичевой не замыкается на работе в муниципальном учреждении, она шлифует мастерство на онлайн-площадках, где также помогает детям справиться с их речевыми проблемами. А в ближайшем будущем наша собеседница планирует открыть в Шуе логопедический центр, в котором будут помогать не только детям, но и взрослым, утратившим речевые навыки после болезни или травмы. Как только это произойдёт, «МС» расскажет своим читателям об этом центре, а пока наш разговор – о детских речевых проблемах.
– Ксения Валерьевна, какие речевые проблемы сегодня встречаются у детей?
– Прежде всего, это нарушения устной речи. Проблем с произношением много, у каждого ребёнка своя особенность. Чаще приходят детки с дислалией. Это неправильное произношение того или иного звука. Часто дети меняют слоги местами или вовсе упускают их, путают или меняют окончание в слове. В последнее время увеличилось количество детей с дизартрией, с задержкой речевого развития и алалией.
– А в целом, на ваш взгляд, количество детей с логопедическими дефектами растёт?
– Детей с речевыми нарушениями всегда было немало. Развитие речи зависит от многих факторов: и от биологических (наследственность, осложнения беременности и родов, травмы и заболевания в грудничковый период), и от социальных (педагогическая запущенность, двуязычие в семье, чрезмерное сюсюкание с ребёнком, социальное окружение). Но в последнее время деток с нарушениями становится всё больше. Я для себя выделяю одну из ярких причин – неправильно подобранные мультфильмы. Обратите внимание на мультфильм «Барбоскины». Замечали ли вы, что одна из главных героинь картавит? Дети, влюбляясь в героиню, начинают непроизвольно повторять дефект! А Мишка из мультика «Маша и медведь» вообще не разговаривает. И таких примеров достаточно.
– Ксения Валерьевна, существует ли необходимость обращаться к логопеду с ребёнком младше трёх лет?
– Конечно. Существуют определённые триггеры, заметив которые, необходимо проконсультироваться со специалистом. Логопед для ребёнка одного года нужен, если ребёнок не «гулит»; не «лепечет» и не произносит повторяющиеся слоги типа: «баба, мама, диди»; не понимает отдельные слова, не соотносит их с конкретными предметами; не понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).
В 2 года стоит записаться к специалисту, если в арсенале малыша менее десяти слов; совсем нет фраз или он предпочитает молчать, даже если кажется, что «всё понимает»; не употребляет предложения из двух-трёх слов. Двухлетний ребёнок должен правильно произносить звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
Логопед для ребёнка 3 лет нужен обязательно. В этом возрасте необходимо показывать детей специалисту, даже если родители считают, что всё в порядке. И точно надо обратиться к логопеду, если ребёнок заменяет один звук другим (к примеру «т» на «к»); говорит на непонятном для окружающих языке; молчит, но всё понимает; не употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).
– Я так понимаю, причин для обращения к специалисту для детей старше трёх ещё больше. А может, есть шанс, что всё само исправится?
– К сожалению, большинство речевых нарушений не поддаётся самостоятельному исправлению. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. Чем раньше будет выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить.
Например, обратиться к логопеду в 4 года нужно, если речь малыша смазанная, нечёткая, невнятная; он не выговаривает пять и более звуков; предпочитает молчать, хотя умеет говорить; не может поддержать беседу, ответить на простые вопросы. К этому времени осваиваются свистящие звуки, а также ы, э.
Логопед для детей пяти лет определённо необходим, когда имеется нечёткая речь; нестандартное (слишком мягкое или, напротив, слишком твёрдое) произношение звуков; неправильное произношение более трёх звуков; гнусавость; бедный словарный запас. Если ребёнок не пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.), встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова. К этому времени осваиваются шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) и соноры (р, л и др.).
Логопед для ребёнка шести лет нужен, если ребёнок произносит нечётко даже единичный звук; не умеет говорить развёрнутыми предложениями; отвечает на вопросы только односложно; не может составить простой рассказ по картинке. Срок нельзя пропустить – совсем скоро малыш станет первоклассником, его речь должна быть правильной.
– Сейчас много интернет-уроков по исправлению речи. Могут ли родители самостоятельно справиться с речевой проблемой ребёнка?
– Да, в интернете достаточно много информации, как поставить ребёнку тот или иной звук, но делать это необходимо под руководством логопеда. Во-первых, родитель может навредить ребёнку, не так поставив зондозаменитель (ложку, ватную палочку, коктейльную трубочку), можно сделать ребёнку больно и закрепить страх перед занятием. Во-вторых, не каждый родитель может определить, правильно ли ребёнок произносит звук. А что если звук будет поставлен неверно? В таком случае логопеду придётся делать двойную работу, переучивать ребёнка, а это, как правило, сложнее и дольше.
Родители могут самостоятельно исправить речь ребёнка только в том случае, если мы говорим о низком словарном запасе, о неумении образовывать сложные слова, отсутствие навыков пересказа и составления рассказа. В этом случае необходимо больше времени уделить чтению и обсуждению с ребёнком прослушанного произведения, нужно учить стихи и выполнять задания, направленные на развитие красивой речи, чаще разговаривайте с ребёнком. Без речи речь не развивается!
– Ксения Валерьевна, а чем чревато, если ребёнку вовремя не поправили звуки?
– Безусловно, исправлять неправильное звукопроизношение нужно. Речевые нарушения затрудняют обучение русскому языку в школе. На этом фоне у ребёнка формируется отрицательное отношение к урокам, страх перед учителем, нежелание учиться. Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребёнка по другим предметам. Неправильная речь может привести и к трудностям в социализации. И, наконец, для некоторых профессий правильная речь обязательна.
– Чем занимается логопед, кроме постановки звуков?
– Задачи логопеда варьируются от возраста ученика, будь то дошкольник, школьник или взрослый человек. Миссия логопеда гораздо шире, чем просто постановка звука. Логопед развивает способность слышать и различать звуки родного языка; расширяет словарный запас и работает над грамматическим строем речи; учит составлять рассказы по картинкам, пересказывать сказки, тексты. Логопед работает над тоном голоса, тембром, силой голоса, мелодикой, паузами и темпом речи.
К слову, логопед развивает речь не только у детей. Он занимается и с теми, у кого произошла утрата речи. Это касается людей, перенёсших инсульт или травму. В данном случае участие в реабилитации логопеда очень важно.