year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Сыски, хыхки, фыфки… - «Местный спрос»

Сыски, хыхки, фыфки…

Без речи речь не развивается, убеждена учитель-логопед МДОУ № 4 Светлана Владимировна Вакурина.

Сыски, хыхки, фыфки…Накануне профессионального праздника специалистов по нарушению речи мы поговорили о том, над какими логопедическими проблемами современных детей сейчас работают логопеды, и какими основными правилами должны руководствоваться родители, чтобы не пришлось обращаться за помощью к «речевым терапевтам».

– Светлана Владимировна, очень приятно познакомиться. Расскажите для начала, чем занимается логопед? Лично мне на ум приходит детский рассказ Виктора Драгунского «Заколдованная буква», где дети не могли правильно произнести слово «шишка». Логопед – это тот, кто учит правильно говорить?

– О существовании профессии «логопед» знают многие, но не все знают, чем он занимается. Думаю, если провести опрос, то большинство людей ответит так же, как вы. Логопеды занимаются не только исправлением дефектов звукопроизношения, они занимаются диагностикой речевого развития и коррекцией речи в целом. Работают над развитием понимания речи, расширением и активизацией словаря. Формируют и совершенствуют грамматический строй речи, то есть помогают понять взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Логопеды развивают связную речь, учат выражать свои мысли живо, последовательно, а вместе с тем понятно для собеседника. Занимаются развитием фонематических процессов – слышать звук и выделять его среди других звуков, слогов, слов; делить слова на звуки, слоги; объединять отдельные звуки в слоги и слова; сопоставлять слова.

Логопеды дошкольных образовательных учреждений занимаются коррекцией устной речи, формируют предпосылки к обучению началам грамоты и ведут работу по преду­преждению трудностей освоения письма и чтения детьми в школьном периоде.

– Когда нужна консультация логопеда?

– Если родители или педагоги замечают, что ребёнок не знает многих слов, говорит только часть слова (бати – ботинки), испытывает трудности в звукопроизношении, выражении своих мыслей, грамматическом оформлении речи (Нига идит той – Книга лежит на столе), в речи есть растягивание отдельных звуков (мммммячик), повторения слогов (па-па-пайдём) или паузы при произнесении слова (куб…ик), ребёнок перестал говорить или не говорит, тогда необходима диагностика и консультация логопеда.

– В настоящее время детей с речевыми проблемами можно встретить чаще или, наоборот, их становится меньше?

– Детей с речевыми проблемами год от года меньше не становится. Речевые трудности у всех детей разные, у кого-то нарушено произношение 2–4 звуков, а у кого-то – все компоненты речи.

– С чем вы это связываете?

– Развитие каждого ребёнка индивидуально и зависит от очень многих факторов: протекания беременности и родов, перенесённых заболеваний, соблюдения рекомендаций специалистов (в том числе врачей), качества общения взрослых с ребёнком и другие.

Нельзя забывать, что речь формируется и развивается только в живом общении с окружающими. Задерживают речевое развитие недостаточное общение с ребёнком или пребывание ребёнка в избыточно насыщенной речевой среде, когда взрослые разговаривают друг с другом на фоне работающего телевизора, ребёнок привыкает относиться к речи как к бытовому шуму.

В нашем дошкольном учреждении ежегодно проходит логопедическое обследование детей по запросу и с согласия родителей (законных представителей). По результатам обследования проводятся консультации для родителей и даются соответствующие рекомендации. Детям с тяжёлыми нарушениями речи (когда нарушения отмечаются во всех компонентах речи: понимании речи, лексике, грамматике, связной речи, звукопроизношении) рекомендуются занятия в логопедической группе, где коррекционные занятия с детьми проходят ежедневно.

– Правильно, у каждого ребёнка свой индивидуальный план развития. Но всё же есть нормативы, взятые за основу, которые помогут определить – норма/не норма?

– Кто-то из детей начинает говорить чуть раньше, кто-то – чуть позже, поэтому не стоит сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Но возрастные нормы всё-таки существуют. Крик – это первая вокализация, появляющаяся у ребёнка сразу после рождения. В два месяца появляется гуление, которое в пять-шесть месяцев превращается в лепет. К году у ребёнка появляются первые слова, а к двум годам – фраза. Этим нельзя пренебрегать. Специалисты допускают отставание от нормы в пределах трёх месяцев. Несоответствие нормам речевого развития свидетельствует о том, что что-то в развитии ребёнка происходит не так.

Оговорюсь, иногда встречаются дети, которые молчат до двух лет, но всё понимают (накапливают словарный запас), а потом начинают говорить полно и связно. Но думать, что всё пройдёт само со временем, и ждать благополучного исхода до 4–6 лет не стоит, так как лучшее время для коррекции речи будет упущено.

В норме ребёнок старшего дошкольного возраста (с 5 лет) не должен испытывать трудности в подборе слов и их изменении. На вопросы ребёнок уже должен отвечать развёрнутыми фразами, сложными предложениями, может пересказать текст, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями. Дети 6-7 лет должны чётко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Родители должны понимать, что вовремя не устранённый речевой дефект не только сам не устранится, но и закрепится и исправить его будет гораздо сложнее. Чем раньше начнётся работа со специалистами, тем лучше.

– Чем вообще грозит упущенное время или несвоевременное обращение к логопеду?

– Если в дошкольном возрасте речевые проблемы ребёнка родители не замечают, то в дальнейшем это может привести к трудностям обучения в школе. Например, во время письма ребёнок может упускать или заменять буквы (апа – лапа, тоста – кошка), сокращать слова (висипед – велосипед, гусины – гусиный), а предлоги для него становятся неуловимыми (Дети идут школу). Ребёнок не сможет решить задачи из-за недостаточного понимания текста условия или связно ответить на вопросы учителя, пересказать параграф.

– Тогда давайте проведём некий ликбез для родителей, какие советы вы им дадите?

– Родителям детей преддошкольного возраста рекомендую не увлекаться кормлением ребёнка растворимыми кашами, смесями, пюре и вовремя приучать ребёнка к пище, которую нужно жевать. Акт жевания важен в формировании речи. Вовремя отказаться от соски и бутылочки, так как чрезмерно длительное использование этих помощников провоцирует изменения прикуса, что в дальнейшем может повлиять на процесс становления звуков речи и их коррекцию.

Наблюдаться у врачей-специалистов, если у ребёнка есть отклонения в строении речевого аппарата: короткая уздечка, слабость мышц языка или их повышенный тонус, неправильный прикус и другие.

Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме, рассказывая сказки и занимательные истории о язычке. Она включает упражнения для тренировки подвижности и отработки определённых положений губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба и является основой формирования речевых звуков.

Для правильного произношения звуков важно развитие ротового выдоха и целенаправленной воздушной струи, поэтому будет полезно пускать мыльные пузыри, играть на дудочке, дуть на игрушки – вертушки, пёрышки, устраивать «бурю» в стакане с помощью коктейльной трубочки и тому подобное.

Звуки и слова при общении с ребёнком произносите чётко, не торопясь.

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Игры и упражнения должны соответствовать возрасту.

Совсем не обязательно заниматься учёбой в её классическом понимании. Некоторые игры и занятия можно проводить по дороге в детский сад. Дети трудно воспринимают слова, оторванные от изображения, а на улице можно обсуждать сезонные изменения в природе, считать птиц, сидящих на дереве, определять, с какого дерева упал лист...

Родители могут не замечать речевых нарушений ребёнка. Они понимают его с полуслова или даже жеста. Если ваш ребёнок говорит, по вашему мнению, «чисто», не помешает обратиться к логопеду и проверить, так ли это на самом деле.

И не забывайте, что без речи речь не развивается.

От 16 Ноября 2022 года Беседовала Тамара БЕЗМЕНОВА.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий