year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Всё началось с «Гужтранса» - «Местный спрос»

Всё началось с «Гужтранса»

История автобусного сообщения в Шуе. По просьбам читателей.

Всё началось с «Гужтранса»

После публикации в «Местном спросе» №6 статьи «Место встречи – автовокзал», в редакцию пришёл бывший водитель Шуйского пассажирского автотранспортного предприятия Венер Евдокимов, который проработал 20 лет за баранкой и 22 года в гараже. Он спросил, почему «Местный спрос» не расскажет о том, как вообще начиналось автобусное движение в Шуе, ведь история эта – потрясающая! Выполняем просьбу Венера Ивановича. Думаем, что представленная информация будет интересна многим шуянам.

Шуйское пассажирское автотранспортное предприятие было образовано 19 апреля 1939 года на базе конного двора и называлось в то время «Гужтранс» Ивановского «Гужавтотранса». Начиналось всё с двух автомобилей. Первый – примитивный автобус ГАЗ 03-30, второй – самодельный фургон на шасси грузового автомобиля ГАЗ-АА. Они работали по маршруту «Железнодорожный вокзал – улица Васильевская». Шуяне сразу же оценили удобства и полезность общественного транспорта. Поэтому с 1 мая 1939 года автобусы стали работать в две смены. За смену эти два железных «коня» перевозили около 500 пассажиров. В течение 1940 года автотранспорт вытеснил конный парк, и организация «Гужтранс» была переименована в «Автотранс».

В 1941 году началась война, которая приостановила развитие в Шуе автобусных перевозок. После Великой Отечественной войны развитие автохозяйства продолжилось. Оно стало именоваться автоколонной № 95. Конюшни были переоборудованы в гараж. Парк пополнился новыми автобусами ЗИС-8, затем, чуть позже – ЗИС-155.

С годами автоколонна совершенствовалась. Огромные по тем временам средства были вложены в расширение производственной базы. Были реконструированы и благоустроены зона ремонта, контрольно-пропускной пункт. Вскоре было построено двухэтажное здание для администрации предприятия, а также диспетчерская, красный уголок, механизированная мойка для автобусов, мастерские, зона ТО-2, автостанция и другие производственные помещения.

Вместе с развитием предприятия росли, набирались опыта, получали необходимые профессиональные навыки и его люди. В предвоенные годы в хозяйстве не было ни одного специалиста даже со средним образованием. В 50-60-е годы на руководящие должности были назначены дипломированные инженеры и техники. В сороковых годах среди шоферов насчитывались с 1-м классом лишь единицы. К началу семидесятых – более 200 водителей, то есть 75 процентов штата имели квалификацию водителя 1-го класса, остальные – 2-го класса. В 1966 году автоколонна № 95 была переименована в Шуйское пассажирское автотранспортное предприятие. В 1972 году Шуйское ПАТП насчитывает уже 160 единиц транспортной техники. Из этого количества 115 автобусов модели ПАЗ-672, ЛИАЗ-158 и ЛАЗ-695. Ежедневно автобусы перевозили 60 тысяч пассажиров. Бурными темпами развивалось пригородное и междугороднее автобусное сообщение.

С третьего квартала 1966 года коллектив автопредприятия был переведён на новые условия планирования и экономического стимулирования, тем самым улучшались из года в год технико-экономические показатели, культурные и бытовые запросы членов коллектива. В те годы предприятие неоднократно завоёвывало классные места в республиканском соревновании среди коллективов Министерства автомобильного транспорта. За период 8 и 9 пятилеток коллектив Шуйского ПАТП десять кварталов награждался переходящим Красным Знаменем Шуйского ГК КПСС и исполкома городского Совета. Шуйскому ПАТП вручались неоднократно грамоты Верхне-Волжского территориального транспортного управления и Ивановского обкома профсоюзов. За достигнутые успехи в выполнении государственного плана и социалистических обязательств в честь столетия со дня рождения В.И. Ленина коллективу автопредприятия была вручена Ленинская почётная грамота ГК КПСС и исполкома городского Совета. 52 работника Шуйского ПАТП награждены Юбилейной ленинской медалью, 8 – правительственными орденами и медалями.

Коллектив автопредприятия всегда гордился своими ветеранами труда, кадровыми рабочими и инженерно-техническими работниками, из числа которых многие были удостоены государственных наград за свой честный и добросовестный труд. Поэтому сегодня горько видеть бывших шофёров, автомехаников, ИТР, контролёров, кассиров, рабочих бывшего Шуйского ПАТП, которые влачат жалкое существование на более чем скромную пенсию. А ведь именно они внесли свой неоценимый вклад в развитие пассажирского автотранспорта, транспортной инфраструктуры… Теперь, даже в их профессиональный праздник, что отмечается в последнее воскресенье октября, власти не спешат пригласить ветеранов ПАТП для чествования в официальной обстановке. Поэтому я и хочу данной публикацией напомнить, что есть такие люди, которые создавали и развивали на шуйской земле пассажирские перевозки, а людей возили всего по 4 копейки за билет.

Владимир БАБАЙКИН

От 2 Марта 2021 года Местный Спрос

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий