year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Аттестация по-новому - «Местный спрос»

Аттестация по-новому

Реформы в системе образования продолжаются. Но вынесены на обсуждение.

Аттестация по-новому

Реформа, рождающаяся в недрах министерства образования Российской Федерации, должна была заработать уже в нынешнем году, но из-за длительного дистанционного обучения и условий пандемии было решено перенести старт реформы на сентябрь 2021 года.

Цель – «расти над собой»

Новая система аттестации учителей, по словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, позволит создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов, повысить качество образования и престиж работы учителя, а значит, привлечёт в школы молодых специалистов, чьи навыки не востребованы в полной мере из-за особенностей нынешней системы. Запрос на молодых педагогов обусловлен требованием времени: педагоги-методисты в возрасте от 25 до 30 лет должны не только владеть профильным предметом, но и знать детскую психологию, дефектологию, особенности детского развития, чтобы ребёнок получал необходимые знания, не испытывая дискомфорта.

Что имеем

и как будет

На сегодняшний день квалификационных уровней несколько: молодой специалист, соответствие занимаемой должности, учитель первой и высшей категории. За первую и высшую категорию учителя получают определённые доплаты, но без прохождения переаттестации каждые 5 лет учитель теряет доплаты за категории. С 2021 года реформаторы начнут экспериментировать с внед­рением новых градаций: учитель, старший учитель (учитель-методист), ведущий учитель (учитель-наставник).

Рассмотрим эти ступени.

«Учитель-методист»

Это педагог, занимающийся разработкой, апробацией новых педагогических технологий, учебных пособий. Он участвует и в методических объединениях, и в обсуждении проектов нормативных документов, а ещё разрабатывает программы повышения квалификации, проводит семинары, мастер-классы, входит в состав жюри конкурсов педагогического мастерства, руководит практикой студентов и многое другое. Учителем-методистом может быть педагог, имеющий стаж работы не менее 5 лет; у него есть действующая первая или высшая квалификационная категория по должности «учитель»; у него дополнительное профессиональное образование по методическому сопровождению общеобразовательных программ, полученное не ранее, чем за три года до представления заявления на проведение аттестации.

«Учитель-наставник»

Это педагог, который должен помогать адаптации новых учителей к работе в школе, мотивировать их, выявлять пробелы в их подготовке, выстраивать план их профессионального роста, оценивать успехи, помогать и передавать им свой опыт.

Учителем-наставником может быть только тот, кто имеет стаж педагогической работы в должности учителя не менее 7 лет, при наличии действующей высшей категории по должности «учитель», а также дополнительное профессиональное образование по организационно-педагогическому сопровождению профессиональной деятельности педагогических работников, полученное не ранее, чем за три года до представления заявления на проведение аттестации.

Как платить будут?

В проекте новой реформы подчёркивается, что звание «учитель-методист» и «учитель-наставник» станут именно квалификационными категориями, а не должностями. При наличии одновременно двух квалификационных категорий (например, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист»), надбавки должны быть назначены за обе категории, что станет мотивацией для непрерывного профессионального развития учителей.

Аттестация в сравнении

Ранее стандарт устанавливал только два вида аттестации: 1) обязательную – на соответствие занимаемой должности (подтверждение категории, присвоенной ранее) и 2) по желанию – на повышение квалификационной категории. Для прохождения аттестации педагогам необходимо было собрать внушительное портфолио с отчётами, достижениями учеников, наградами, благодарностями и иными поощрениями. С 2021 года свой первый профессиональный экзамен, как бы «вход в профессию», учитель должен держать не через два года, как ранее, а сразу, как только приходит на рабочее место. Первая полномасштабная аттестация ждёт учителя через три года после начала профессиональной деятельности.

Этапы

оценки по-новому

Квалификацию педагогов предполагается оценивать по трём блокам: письменная работа, которая будет объединять в себе вопросы по предмету, методике и практической педагогике. По новым нормам, аттестационная комиссия будет учитывать не только мнение выпускников, но и отзывы учащихся, с которыми педагог работает в данный момент. Аттестация учителей должна проходить в несколько этапов.

Первый этап: тестирование знаний по своему предмету, включающее также и поиск ошибки в речи ученика, и составление плана урока.

Второй этап: решение кейса по педагогике. Это разбор реальной сложной ситуации в школьном обучении.

Третий этап: анализ работы учителя на практике. Это самый сложный блок – оценка работы учителей по видеозаписи урока (или его части), а также плану урока и образцам проверочных работ учеников.

Четвёртый этап: оценка успешности учителя как специалиста. В этом блоке оцениваются индивидуальные достижения учителя, условия его профессиональной деятельности.

После каждого из этих этапов учителя ждёт повышение в должности – от младшего специалиста до учителя-наставника. Чтобы перейти от должности учителя к должности старшего учителя, нужно будет проработать минимум 5 лет в школе, а для учителя-наставника – 10 лет. Вводится и новый формат аттестации – на соответствие профессиональному стандарту. При этом оценивать учителей будут более опытные коллеги, профессионалы своего дела.

Реформа будет обсуждаться

Внедрение новых квалификационных категорий вынесено на общественное обсуждение. По данным опроса, представленного минпросвещения, пройти аттестацию на «учителя-методиста» и «учителя-наставника» уже сейчас готовы более 1/3 педагогов. Однако большинство педагогов в социальных сетях встретили эту новость бурным негодованием, считая, что новая аттестация учителей станет ещё одной бюрократической стеной, препятствующей нормальному процессу обучения.

Корреспондент «Местного спроса» обратилась к шуйским учителям с вопросом, насколько, по их мнению, оправданна очередная реформа. Одни заняли выжидательную позицию, поскольку ещё плохо осведомлены о новой системе аттестации и затруднились предположить, чем она обернётся для педагогов и учащихся на практике. Другие отнеслись к новой системе аттестации скептически.

Но в целом учителя считают, что от них ничего не зависит, они – «рабочие лошадки, труженики», и какое распоряжение поступит свыше, то они и будут выполнять и, по возможности, максимально стараться передавать учащимся свои знания. Но в целом педагоги устали от реформ и хотят заниматься только своим любимым делом – учить детей. Нашлись среди шуйских учителей, правда, попавших под сокращение, и люди с более чёткой позицией по данному вопросу.

Комментарии специалистов

Ирина БАШАРИНА, бывший директор начальной школы №3 г. Шуи:

– Новая система аттестации педагогов – ещё одна реформа, направленная не на повышение качества образования, а на соответствие западным стандартам. Это очередная западня для учителя. К неимоверному количеству отчётов добавится необходимость дополнительной подготовки к прохождению тестирования, ведь проверяются не столько практические навыки учителя, сколько знание стандартов, норм ФГОС, сложных задач ГИА. В университете не учат работать с детьми. Сегодня педагог может заочно пройти тестирование по интернету, получить квалификацию, но не факт, что он сможет дать учащимся фундаментальные знания и научит детей мыслить. А ведь главное в педагогической деятельности – опыт работы, практика.

Скажу так: уже при существующей системе учителя вынуждены превращаться в «урокодателей», потому что изматывающие отчёты отнимают львиную долю учительского времени от образовательного процесса.

Иван ЖОХОВ, начальник отдела образования администрации г. о. Шуя:

– Апробация новой системы аттестации педагогов запланирована на сентябрь 2021 года, поэтому сейчас не хотелось бы забегать так далеко вперёд. Могу сказать, что предстоящая реформа образования вполне оправданна. Время диктует новые технологии, в том числе и в образовательном процессе. Реформа позволит повысить качество образования, у педагогов появится стимул для дальнейшего профессионального роста. Но новая система аттестации педагогов никоим образом не должна идти в ущерб образовательному процессу. У выпускников педагогических вузов нет практического опыта работы с детьми, поэтому в школе нужен учитель-наставник для адаптации молодого специалиста, для овладения им педагогическими навыками на практике и для передачи профессионального опыта. В школах в настоящее время наставники есть, но неофициально, а в 2021 году это будет закреплено на законодательном уровне. То же самое и с учителями-методистами. Сейчас методисты работают в отделе образования, но педагогический процесс пойдёт намного эффективнее, если методист будет проводить работу непосредственно внутри школы и заниматься разработкой методик конкретно для данного образовательного учреждения.

От 16 Декабря 2020 года Подготовила Елена ДЕМЕНТЬЕВА.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий