Мы те, кем себя ощущаем
1 ноября в России в четвёртый раз стартовала международная просветительская акция «Большой этнографический диктант‑2019». В Шуе площадкой этого грандиозного мероприятия стал зал Центральной библиотеки. Организаторами акции выступили отдел культуры городского округа Шуя и Молодёжный информационный центр.
Желающих блеснуть знаниями по этнографии было столько, что организаторам пришлось сперва регистрировать школьников и учащуюся молодёжь, а уже потом, при наличии свободных мест, учителей и граждан с улицы. Перед собравшимися выступили с приветственным словом почётные гости: коренная шуянка, награждённая почётным знаком «За заслуги перед городом Шуя», коллекционер Маргарита Солодкова, главный организатор акции, доцент кафедры географии и методики обучения Шуйского филиала ИвГУ Дмитрий Марков и ваш покорный слуга.
Посмотрев на медиа-экране видеоролики по теме мероприятия, прослушав инструктаж по написанию диктанта, заполнив бланк, получив задания, знатоки этнографии сосредоточились и в полной тишине стали писать в графах бланка для ответов цифры и буквы. Диктант начался. Обратный отчёт сорокапятиминутке дан.
Участникам международной акции предстояло правильно указать количество субъектов РФ, выбрать вариант местонахождения крупнейшего этнографического музея, ответить, какой народный праздник в прошлом завершал весенне-полевые работы, указать имя и фамилию первого исследователя Тянь-Шаня, организатора первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года. Ещё, к примеру, обозначить, как называли странствующих по деревням торговцев, благодаря которым стали известны многие промыслы нашего края, написать, какой вид росписи по дереву зародился в Ивановской области и бытует по сей день и тому подобное. Участникам этнодиктанта предстояло ответить на 30 вопросов.
Кто-то закончил раньше и пошёл домой, не став дожидаться рецензий. Тем более, что результаты можно будет узнать через некоторое время на сайте «Большого этнографического диктанта». Однако все писавшие диктант получили свидетельство о том, что они стали участниками такого грандиозного события.
Главное, подобные акции заставляют понять, кто мы, откуда, кем себя обозначаем, с кем себя ассоциируем… Возможно, после написания подобных диктантов люди станут искать различия между рубахами-косоворотками из Мордовии, Марий-эл или такими, которые носят в нашем крае участники фольклорных ансамблей. Узнают, кто из северных народов обувает унты, а кто торбаса. Кто живёт в чуме, а кто в яранге. Или, скажем, почему жители Венгрии могут без переводчика понять, о чём беседуют наши сибирские народы ханты и манси… Почему здесь, на берегах Тезы, тысячу лет назад говорили на финно-угорском наречии. И многое-многое другое поймём мы, благодаря участию в написании «Большого этнографического диктанта».