Я люблю людей и принимаю их такими, какие они есть
Директор школы № 8 Марина Александровна Перлова приоткрыла «Местному спросу» секреты профессии.
– Марина Александровна, наша с вами школа 14 декабря отметила своё 50-летие, юбилей. Это время одведения итогов, размышления о будущем и, конечно, воспоминания о прошлом. Скажите, как и когда вы решили, что станете учителем?
– Ещё в 5-м классе я была абсолютно уверена, что стану именно учителем математики, потому что передо мной был яркий пример — любимая учительница Галина Михайловна Краснова, которая потом стала директором 11-й школы.
– Есть мнение, что учитель — профессия очень нелёгкая. Какие трудности, по вашему мнению, сложнее всего перенести?
– Да, учителю бывает нелегко. Особенно когда тебя не слушают и не понимают. А ты, между тем, вкладываешь всю душу, пытаешься что-то донести, но видишь, что кому-то это вовсе не нужно… Бывает, что и раздражаешься…
– Вам в большинстве случаев удаётся сохранять выдержку. Как?
– Сказывается опыт работы. Когда я работала в 4-й школе завучем, коллектив там был очень сложным, и эти восемь лет научили меня, что прежде чем что-то сделать, нужно подумать. У меня даже фраза есть на этот счёт: «С этим надо переспать». Иногда бывают такие ситуации в классе, что повышенного тона избежать не удаётся, срываешься. Не часто, но такое бывает… Потом коришь себя за это, конечно.
– Если ученик идеальный, то с ним, наверное, легче. Были ли безупречные дети в вашей педагогической практике?
– В моей практике не встречались такие. Наверное, идеальных учеников быть не должно, потому что нет идеальных людей в принципе. Но у нас все ученики – хорошие, мы их всех любим. Нужно вообще любить людей! Когда ты любишь людей, у тебя в жизни всё получается. А я люблю людей и принимаю их такими, какие они есть.
– Мне нередко приходилось слышать, что учитель всегда учится у своих учеников. Но чему ученик может научить педагога?
– Да учитель у своих учеников учится всю жизнь! Каждые 10 лет поколение меняется, поэтому мы открываем в себе новые возможности, когда к нам приходит очередной 5-й класс. Иногда приходится вставать на место ученика и рассматривать ситуацию с его точки зрения.
– Марина Александровна, а бывает у педагога свободное время, то есть время, потраченное полностью на себя?
– Время — это главный дефицит современного человека. А у педагогов свободного времени практически нет. У каждого из нас есть дети, у кого-то уже и внуки, поэтому большую часть времени мы уделяем им. Бывает, что мы ездим в театр или в период отпуска занимаемся садоводством, и это, пожалуй, тот досуг, который может себе позволить учитель.
– Если оглянуться в прошлое, что более всего вам запомнилось из преподавательской карьеры?
– Хорошо запомнила первые шаги своей учительской жизни. Например, когда директор школы Валентин Леонидович Белоусов пришёл ко мне, неопытному учителю, на урок, а затем больше двух часов его разбирал. Советы Валентина Леонидовича мне тогда очень помогли. Разговор больше касался не методики преподавания, а педагогических проблем. Он говорил, что нужно понимать ученика, что нужно видеть в нём личность, а если делать замечания ученику, то делать их надо с умом. Этот совет мне очень запомнился.
– Если бы вам пришлось заново выбирать профессию, вы согласились бы стать учителем?
– Согласилась бы однозначно! В другой профессии я себя не вижу.