year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Кованая красота - «Местный спрос»

Кованая красота

Кованая красота

Кованая красота

Кованая красота

Кованая красота

Русские умельцы издревле славились своим мастерством художественной обработки металлов. Не только оружие и предметы быта, изготовленные их руками, но и решётки, ворота, ограждения и скульптуры становились настоящими произведениями искусства. Ритм, композиция и пластика этих изделий не имеют аналогов нигде в мире. На протяжении всей истории Российского государства можно проследить динамику развития художественной металлообработки, зарождение и сохранение её традиций с национальным колоритом.

В нашей стране, территория которой богата месторождениями железной руды, история металлургии началась с XII века до нашей эры. Из железа изготавливали оружие и орудия труда, украшения и предметы быта. От обжига в глиняных печах и ямах люди перешли к промышленной обработке. Затем в XVII веке появилось понятие художественного металла. Большую роль сыграло здесь бурное развитие оружейной промышленности. Оружие украшалось гравировками, инкрустациями, позолотой. Появились и городские архитектурно-художественные украшения, с тонким вкусом и величайшей фантазией, выполненные из металла. Литые и кованые решётки, ворота, козырьки, фонари, лестничные ограждения, флюгеры — всё это облагораживало облик различных казённых зданий и особняков знати, храмов и мостов, дворцов и парков.

Шуйские литейщики, кузнецы и жестянщики стремились к органичному сочетанию металла с камнем и деревом. Их работы придавали зданиям и целым городам неповторимый архитектурный облик.

Изделия художественной ковки и литья находили широкое применение в формировании архитектурно-градостроительного пространства. Они органично вписывались в стиль новых построек и использовались при реставрации старинных домов, сохранившихся во многих городах России. Нет сомнений, что образцы художественной обработки металлов, пришедшие со стародавних времён, требуют бережного отношения и защиты. Только изучая приёмы металлообработки и архитектурные особенности старинных изделий, можно создавать новые формы и дизайнерские решения, бережно сохраняя опыт и национальные традиции декоративно-прикладного искусства. Уникальное произведение художественной ковки или литья можно пока ещё обнаружить в нашей старинной Шуе, особенно в историческом центре города. Это может быть авторская дверь или решётки на окнах православного храма, ворота бывшего купеческого дома или флюгер на здании какого-либо учреждения.

В петровскую эпоху, когда военные планы царя потребовали огромного количества оружия, вокруг Шуи было построено много чугунолитейных и железоплавильных заводиков. Один майдаковский завод чего стоит. Предприимчивые владельцы заводов, пользуясь ситуацией, за короткое время сколачивали огромные состояния.

В начале XVIII века появляется пооперационное производство. Продолжает совершенствоваться технология металлургического производства. Появляется холодная штамповка, в середине XIX века на заводах начинают применять паровой молот. Теперь мастера могут отковывать более объёмные и массивные изделия.

В отличие от металлургии, техника ручной ковки практически не претерпела серьёзных изменений. Всё те же орудия производства — горн, мехи, молотки и клещи, различные наковальни. Металл, как и прежде, расплющивается, скручивается, вытягивается, рассекается, сваривается и расковывается. Единственным нововведением стало использование в кузнечном ремесле слесарных приёмов.

Кузнечный промысел в России во все времена был одним из самых распространённых. Кузницы имелись не только в городах, но и в деревнях, а вблизи залегания железных руд насчитывались десятками и сотнями. Кованые изделия различного назначения изготавливались гораздо быстрее и проще, чем отлитые, а служили так же надёжно. Да и внешний вид их выгодно отличался своей оригинальностью. Поэтому кованые решётки, ворота, петли, ручки всегда пользовались спросом у населения различных слоёв общества. Здания всех архитектурных стилей — русское барокко, классицизм, модерн — дополнялись изделиями художественной ковки. Случалось и так, что кованые ворота и решётки дома, уничтоженного пожаром, потом ещё долго служили хозяевам, будучи установленными на новом строении. На дверях некоторых старинных зданий до сих пор можно увидеть кованные S-образные ручки и кольцо (било), заменявшее хозяевам звонок.

Литейное дело тоже является достаточно древним ремеслом. Ещё задолго до появления железа из самородного золота, серебра и меди отливались разнообразные украшения. Только в первой половине XV века на Руси появилось чугунное литьё. Первыми изделиями стали пушки, украшенные орнаментами и фигурами животных.

Художественное литье из чугуна на Руси получило максимальное развитие в конце XVII века. В это время появляются рельефные плиты на полах соборов и церквей, двери и надгробные плиты с различными орнаментами. Широкое распространение получили литые чугунные лестничные ограждения, иногда в сочетании с коваными элементами отделки. До наших дней дошли и лестницы с литыми ступенями, дополненными сложными ажурными конструкциями и треугольными боковинами. Рельефные ступени украшены либо растительным, либо геометрическим орнаментом. Славилось по всему миру каслинское чугунное литьё. Местные мастера изготавливали совершенно разноплановые изделия — от монументальных скульптурных групп до изящнейших ажурных шкатулок. Во многих семьях такие раритеты передавались из поколения в поколение.

От 17 Июля 2018 года Владимир БАБАЙКИН, фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий