year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Изображения Богородицы в Покровской церкви села Дунилова - «Местный спрос»

Изображения Богородицы в Покровской церкви села Дунилова

Именно с таким интереснейшим докладом выступил недавно в музее К. Бальмонта известный питерский искусствовед Александр Александров.

Изображения Богородицы в Покровской церкви села Дунилова

Изображения Богородицы в Покровской церкви села Дунилова

Изображения Богородицы в Покровской церкви села Дунилова

Изображения Богородицы в Покровской церкви села Дунилова

Изображения Богородицы в Покровской церкви села Дунилова

Речь шла о сохранившихся до наших дней живописных изображениях Богородицы в дуниловской церкви Покрова, которая расположена на горе при въезде в село с юга, т. е. со стороны Шуи. Сооружение это относится к типу бесстолпных пятиглавых храмов. Строилась церковь долго, с 1685 по 1704 год, и какое-то время являлась чуть ли не эталоном церковного зодчества и объектом подражания в Шуйском уезде. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России» уделил этому объекту целую страницу.

В «Своде» подробно описывается богатое художественное убранство Покровского храма, которое на сегодняшний день находится в ужасающем состоянии. Но не величественные настенные фрески этой церкви привлекли моё внимание во время фотосъемки в 2010 году. Над проёмами четырёх окон нижнего света главного четверика хорошо сохранились четыре изображения образа Приснодевы с Младенцем Христом, выполненные в технике клеевой живописи, поочерёдно: «Донская», «Ченстоховская», «Старорусская» и «Умиление». Это второй слой живописи, который относится к первой половине XIX века и соответствует почерку мстёрских мастеров, хотя точных указаний на это нет. Но в данном случае вопрос: «Почему же дуниловцы выбрали приоритетными именно вышеперечисленные четыре образа Богородицы?», на взгляд докладчика, более занимателен, чем вопрос определения авторства письма.

Известно, что эта икона существовала уже во второй половине XIV века и находилась в Благовещенской церкви городка Сиротина Донской области. Из Сиротина донские казаки взяли образ Заступницы в свой стан, когда по просьбе князя Дмитрия Донского пришли к нему на помощь в битве с татарским войском под предводительством Мамая в 1380 году. Донское казачество особо чтило этот образ уже тогда, казаки шли в поход с твёрдой верой в помощь Царицы Небесной и потому, вместо знамени впереди себя несли на высоком древке чтимую ими икону Божией Матери. Она находилась в стане русских во всё время Куликовской битвы. Всем известно, что эта битва предопределила конец татарскому владычеству. Казалось бы, при чём здесь Дунилово? А вот при чём — в дворцовом селе Дунилове (и в правобережном селе Горицы тоже) порядок поддерживался казацкими отрядами именно из числа Донского казачьего войска.

На очереди образ Богородицы «Ченстоховская» (на фреске написано с ошибкой — «Чистоховския». Очевидно, произвольно переведено с польского языка). Празднование её совершается 6 марта. Икона, по преданию, относится к семидесяти иконам Пресвятой Богородицы, написанным святым евангелистом Лукой. Известно, сколь высоко почитаем этот образ поляками. Икона была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице, и первоначально хранилась у самого апостола Иоанна Богослова. Во время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита в 66-67 г. г. нашей эры христиане бежали в местечко Пеллу, взяв в числе реликвий и образ Богородицы, позже названный «Ченстоховская». Далее, в 326 году, святая царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест Господень и в дар от христиан получила эту икону, привезла её в Константинополь, где в дворцовой часовне святыня находилась аж целых пять веков.

В X веке этой иконой благословили на брак византийскую царевну Анну и русского князя Владимира. Икона попадает в Киев. Затем, в 1268 году, галицко-волынским князем Львом Даниловичем, основателем города Львова, образ из Киева с великими почестями был перенесён и помещён в Бельзский замок, под ведение православного духовенства. После завоевания Западной Украины поляками чудотворная икона достаётся тогдашнему правителю Речи Посполитой князю Владиславу Опольскому. Во время осады татарами замка Бельз образ Матери Божией поставили на городской стене, уповая на её помощь. Пронзённый татарской стрелой, образ навсегда сохранил следы истекшей крови. На татарское войско опустилась мгла и заставила снять осаду замка. Затем Заступница Небесная явилась князю Владиславу во сне и повелела перенести образ на Ясную гору Ченстоховскую. В 1352 году князь основал монастырь на Ясной горе и, перенеся в него икону, вверил её монахам Паулинского ордена.

Гости музея слушали Александра Александрова буквально раскрыв рот. Докладчик переносит внимание слушателей в Мардасскую волость с её центром — селом Дуниловом, во времена Великой Смуты. Волость, как и весь Шуйский уезд, подвергалась набегам польско-литовских отрядов с должным постоянством. И продолжалось это злодейство вплоть до 1616 года, о чём свидетельствуют дуниловские грамоты XVII века. Пан Александр Лисовский и его сподвижники уже давно вышли из-под контроля высших польских военачальников, и по возвращении на родину их ждала далеко не радушная встреча. А посему, многие из них повинились, осели, отстроились и укоренились на новом месте. Известно, как пример, целое селение Аистово в Шуйском уезде, построенное и заселённое поляками. Сердобольный русский народ быстро забыл былые обиды. А поскольку костелов не существовало, образ Великой польской святыни появился в православной церкви. Александр Евгеньевич добавил ещё один интересный факт, чем ещё больше привлёк внимание старшеклассников 2-й школы. Он поведал, что в начале XIX века, уже после взятия Ченстоховской крепости, император Александр I список с иконы Богородицы «Ченстоховская» (т. е. точную копию), полученный им в дар в 1813 году, поместил в Казанском соборе Петербурга. Что тогда говорить о Дунилове?!

Третий образ — Богородица «Старорусская». Память иконы отмечается даже два раза в год: 4 мая и 18 сентября. Икона именуется так по названию города Старая Русса, куда она была перенесена греками из Ольвиополя в первые годы христианства на Руси. История этого образа, сравнительно с историей предыдущего, не столь богата знаменательными событиями. Известно, что при заступничестве этой иконы в городе Тихвине прекратилась эпидемия сибирской язвы, или, как тогда говорили, моровой. Какая, казалось бы, связь между Дуниловом и Старой Руссой? Это если не принять во внимание тот факт, что вся Владимирская губерния и село Дунилово в частности являлись оплотом староверия. Борьба с расколом, ни во времена царствования Николая I, ни позднее, особо ощутимых результатов не приносила практически до рубежа XIX — XX вв. В то же время, вся Новгородская область после никоновских реформ становится центром приверженцев старой веры. И по сей день Старорусская староверческая община является самой крупной в области. Географически через несколько километров от Новгородской области в сторону Пскова начинается полоса непроходимых болот. Именно в этих труднодоступных местах располагались староверческие деревни. Почти все старообрядцы были беспоповцами поморского корня. Кроме того, после перенесения столицы из Москвы в Санкт-Петербург активизируется миграция северных крестьян в более благополучный центральный промышленный район страны. В Дунилове и по сей день проживают представители рода Коржавиных. Знают ли они сами, что фамилия их имеет поморское происхождение (Коржава — нецерковное русское имя из разряда имён — оберегов и означает «кривой», «нескладный»).

Сколько раз за время рассказа о третьем образе Богородицы искусствовед Александров сказал «старорусский», «староверский», «старообрядческий»? Многие согласились, что название «Старая Русса» и понятие «старая вера» как-то сами собой идентифицируются, особенно в сознании простолюдинов. Хотя топоним «Старая Русса» этимологи и объясняют иначе, но, на взгляд питерского докладчика, версия происхождения названия этого городка от названия речки не столь убедительна, как хотелось бы. С равным успехом я могу притянуть другую версию, более удобную для этого случая. Так или иначе, но третье окно дуниловского храма украшает образ Богородицы «Старорусская».

Докладчик сосредоточился на четвёртом изображении. Иконографический тип «Умиление» (что можно на современный русский язык перевести как «Ласкающая») является не только самым почитаемым, но и самым разнообразным типом, вбирающим в себя иконы, казалось бы, совершенно разнящиеся между собой внешне. Владимирская, Смоленская, Псковско-Печерская, Яхренская, «Утоли моя печали», «Млекопитательница» и ещё продолжительная череда икон, на которых изображена Богородица с Младенцем Христом, и даже одиноко стоящая Приснодева Серафимо-Дивеевская (ещё до рождения Христа) — это всё иконы «Умиление». Уже одни только чувства, которые они рождают в сердце любой женщины, могли бы стать самодостаточным аргументом в пользу не случайности появления образа «Умиление» в дуниловской церкви. И всё-таки, попробую с точностью определить, которая из икон этого ряда послужила прототипом дуниловскому списку. Перейдя к описанию изображения и деталям, Александр Евгеньевич пояснил: «Богородица изображена в высокой короне-диадеме, лик её слегка склонён и повёрнут на три четверти влево, руки молитвенно сложены перед собой. Это то, что различается без труда. Нижняя часть изображения почти утрачена, но всё-таки можно разглядеть окружность нимба и предположить, что на коленях у неё лежит Младенец Христос. Композиция очерчена золотым кругом, под верхней частью которого написано «Умиление Пресвятыя Богородицы»». И это всё. Но, просмотрев более 500 икон, для идентификации Александр Евгеньевич выбрал всего две: Ростовскую и Балыкинскую. По мнению учёного, в Покровском храме арку четвёртого окна венчает изображение образа «Умиление – Балыкинская». Если бы не было потерь, то и теперь все могли бы видеть на коленях Божией Матери Младенца Христа с красным яблоком в руках, опоясанного белой пеленой по бедрам. Такова необычная иконография Балыкинской иконы. Оригинал иконы до сих пор хранится в Никольском храме села Балыкино Погорского района Брянской области, когда-то это был Стародубский уезд Черниговской губернии. Предание гласит, что изначально икона находилась в доме Тимофея Дульского, офицера Стародубского полка. Однажды, во время шведской войны, когда шведы шли мимо Стародуба, из глаз Богородицы на иконе полились слёзы. Пан Дульский дал обет отдать икону в храм, который бы строился в это время. Неподалёку, в с. Балыкине, действительно строился храм святителя Николая, и он принял решение отдать икону туда, но долго медлил. Богородица явилась ему во сне и повелела исполнить обет, но пан Дульский опять медлил. И после того, как Приснодева явилась повторно, подарил икону новому храму. Память Балыкинской иконы отмечается 13 июля, а полное название её звучит так — «Высокочтимая и чудотворная икона Богородицы Елеуса Умиление Балыкинская». Дело в том, что после своего появления в храме Святителя Николая Мирликийского 30 июня 1711 года, икона стала постоянно являть чудеса исцеления. Чудеса эти случаются и по сей день. К Балыкинской иконе стекались страждущие из многих других губерний, и она быстро снискала славу по всей России. Причем чудеса исцеления происходили даже от списков этой иконы. Вот почему дуниловский сход порешил заказать изображение иконы Богородицы «Умиление — Балыкинская» в своём приходе во время обновления живописного убранства храма Покрова Богородицы.

Из всего вышеизложенного докладчик сделал вывод — ни о каких случайностях в деле украшательства храмов речи быть не может. Более того, на примере Дуниловского храма Покрова можно убедиться, как мудро решалась проблема пресловутой толерантности, когда в лоне Единоверческой церкви бесконфликтно сосуществовали поляки, казаки и старообрядцы.

Многолетний исследовательский труд Александра Александрова, и как итог, доклад, который он представил на суд публики в музее К. Бальмонта, благодарные слушатели оценили. Овации, после того, как Александров закончил выступление, не смолкали несколько минут. Вопросами докладчика буквально засыпали. Это означает одно, что интерес к истории родного края неуклонно растёт. И надо отдать должное музею, организовавшему эту встречу, самому докладчику, которые по крупицам восстанавливают забытые страницы истории родного края.

От 15 Мая 2018 года Владимир БАБАЙКИН

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий