year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Торговые сети vs малого бизнеса - «Местный спрос»

Торговые сети vs малого бизнеса

Вместо обещанной конкуренции — массовое разорение, вместо снижения цен — истощение кошельков.

Торговые сети vs малого бизнеса

Рынок на Полянке, по поводу которого сломано так много копий, наконец, установлен по требованию администрации города. Предприниматель Шахвердян сдержал своё слово. Сколько денег потрачено, бизнесмен не афиширует. Между тем, жители других районов города, с завистью поглядывают на новый рынок Полянки, мечтая заполучить аналогичный в тех местах, куда они уже проторили тропу.

Первая ласточка

2018 год — для шуйской торговли юбилейный. Исполнится десять лет, как в нашем городе появился первопроходец так называемой современной торговли – гипермаркет «Главмаг». Руководители города приняли «первую ласточку» с распростёртыми объятиями, население — по-разному. Но когда появились планы направить движение городских автобусов по узкой и, в принципе, не предназначенной для общественного транспорта улице Стрелецкой, шуяне встрепенулись и стали робко протестовать. Но «многочисленные просьбы трудящихся» одержали верх, и маршрутки поехали вокруг «Главмага». Небольшие помехи и даже аварии, которые поджидали водителей, в расчёт не принимались, и первый гипер в Шуе благополучно занял центральное место на пересечении всех городских дорог. Напомним, что ещё в 1979 году на месте «Главмага» было заложено строительство Дворца культуры текс-тильщиков. Но данный проект превратился в долгострой. И дальше вырытого котлована с уложенными бетонными блоками фундамента дело не пошло. Территорию отдали под строительство семейного универсама.

Покупай у местных

Главмаг был не первым сетевиком на шуйском рынке. К тому времени за наличные шуян уже пытались бороться «Пятёрочки», «Копеечки» и «Магниты», однако составить серьёзную конкуренцию местным торговцам они тогда не могли в силу слабо развитой логистики, плохой организации и высоких издержек. Цены в них были не ниже, чем у местных, а товар зачастую хуже. В результате с началом кризиса 2008 многие из них свернулись в срочном порядке. Как только кризис начал затухать, сетевики снова ожили и с ещё большим энтузиазмом начали осваивать рынки. В Шую не только вернулись старые, но и открылись новые торговые сети. Пришла «Высшая лига», «Дикси», «Красное и белое», «Бристоль», многократно увеличил своё присутствие «Магнит». Торговые сети с их огромными оборотами и возможностью диктовать условия производителям с помощью демпинга и других маркетинговых уловок стали быстро теснить местную торговлю.

Чтобы защититься от «пришельцев», в городе развернулось движение «Покупай у местных». Но силы были неравными. Первыми жертвами сетей оказались небольшие продовольственные магазины, не выдержавшие конкуренции. Наиболее заметные из них – «Экстра Продукты», магазины этой городской сети закрылись все. Сейчас город, можно сказать, зачищен от местных магазинов и магазинчиков розничной торговли. Дабы не создавалось иллюзий, дескать, местная торговля проиграла в честной конкурентной борьбе, приведём такой пример: один из последних запросов – по поводу демонтажа торговых павильонов, совмещённых с остановками общественного транспорта, мы направили в администрацию городского округа буквально на днях. Ответ, данный нашей газете Людмилой Даниловой, заместителем председателя комитета по управлению муниципальным имуществом, в принципе, не удивил: «Размещение торговых точек на остановках общественного транспорта запрещено действующим законодательством. Если у собственника такого торгового павильона заканчивается договор аренды земельного участка, то объект подлежит демонтажу».

Кому помешали торговые точки на автобусных остановках? Только не потребителю! Людям было удобно в ожидании автобуса купить пакетик кофе, пачку печенья, шоколадку и т. п. Правда, были и нарекания. Мол, продавали в таких торговых точках фанфурики со спиртосодержащими жидкостями. Но были точки, где продавали цветы, хлеб, пирожки с пылу с жару и прочее. Были на автобусных остановках и офисы операторов мобильной связи. Продавались аквафильтры и пластиковые окна. Они-то чем не угодили?

Таких законов в последние годы принято немало. Среди них ужесточение правил получения и удорожание лицензий, введение ЭКЛЗ и онлайн-касс. Законодатель последовательно перекрывает кислород мелкой розничной торговле.

И бабушки помешали...

Необъявленная война ведётся в нашем городе даже с торгующими луком или укропом со своего огорода бабушками. Несколько лет назад в таком крупном микрорайоне города, коим является Победа, и где проживает более двадцати тысяч населения, был деревянный базарчик. Сегодня его и след простыл, зато «Высшая лига» и прочие сетевые магазины торгуют на этом месте весьма успешно. Канули в Лету базарчики в Филине, около ждановского магазина, у дома № 25 в пос. Арсения и иных людных местах города и близлежащих деревень шуйской округи. Стихийную торговлю от памятника борцам-революционерам на пл. Революции администрации города удалось переместить к ТЦ «Шуйский текстиль». Только проблема, очевидно, окончательно не решена. И нет-нет, да увидишь продавцов, торгующих урожаем с бетонных плит коллектора на Кооперативной улице. Но это последние из могикан. Уже сегодня мы тратим свои кровные в сетевых маркетах, покупая израильскую морковь, иранский чеснок или египетскую картошку. То есть не своего отечественного производителя, который занимается импортозамещением, мы поддерживаем. Потому что маринованные огурчики в банках, на которых производителем обозначен консервный завод в средней полосе России, на самом деле выращены в какой-нибудь китайской провинции Гуаньдунь. Впрочем, если верить Росстату, на сайт которого мы заглянули, импортные товары первой необходимости и продовольствие медленно, но неуклонно уступают место российским. Отечественные производители недаром дружно приветствовали наложенные на Россию санкции.

Застолбить прилавок

Однако выращенный на родной земле товар аграриям не так-то просто удаётся пристроить на полки сетевых магазинов. Ранее наша газета уже писала о показательном случае, когда шуйский аграрий — СПК «Милюковский» — весь свой урожай моркови, а это десятки тонн, отдал на корм скоту. Ни одна из торговых сетей не захотела брать на реализацию не столь красивую на вид, но зато без пестицидов, гербицидов и ГМО морковку из Милюковки, хотя председатель колхоза Набигула Малаев предлагал свой товар в четыре раза дешевле хорошо помытой и аккуратно упакованной морковки из Аргентины.

Есть, конечно, и более удачные примеры сотрудничества сетей с местным производителем. Так, например, молоко под маркой «Мишкино детство». В 2016 году в СПК (колхоз) «Центральный» начал функционировать молочный цех по розливу пастеризованного молока в ПЭТ-тару. Но предприятие испытывало трудности в вопросе сбыта продукции до нынешнего лета, то есть до момента вхождения в торговые сети «Высшая лига» и «Главмаг». Получил ли производитель от этого сотрудничества экономическую выгоду, это коммерческая тайна, но опыт подсказывает, что вряд ли. Обычно мелкие производители идут в сети от безысходности, дабы хоть как-то выживать. В принципе, наверху поняли все преимущества отечественных товаров, особенно продовольственных, над импортными. Поздновато, к сожалению, но лучше, чем никогда. 13 мая президентом Российской Федерации Владимиром Путиным подписан Указ об экономической безопасности страны. Важный пункт программы — продовольственная безопасность. Сегодня её у нас нет. Потому что торговля продовольствием плотно оккупирована иностранными инвесторами. Сети — это мощный инструмент для выкачивания денег из российского населения и переправки их в третьи страны.

За место под солнцем

Кстати говоря, сети на данный момент ещё не завершили своё победное шествие. Завалив на лопатки отечественного продавца, сегодня они борются за потребителя между собой. Грызня за место под солнцем, считай, за наш с вами кошелёк, идёт нешуточная. «Дикси», что был расположен на улице Генерала Белова, съехал в неизвестном направлении. Но свято место пусто не бывает, и теперь свою продукцию предлагает наивному покупателю всё та же «Высшая лига». И процесс монополизации, по-видимому, не прекратится в ближайшее время. Но пока в нашем городе сетевые магазины появляются, как грибы в период «тихой охоты». Аналитики говорят, что некоторые из сетей даже не окупаются, так как их иностранные хозяева демпингуют цены, желая захватить как можно больший сегмент розничного рынка. В какой-то момент самые сильные торговцы, освободившись от более слабых конкурентов, договорятся между собой и установят единые цены на зачищенном рынке продовольствия. Вот тогда и стоимость, и качество предлагаемых продовольственных товаров нас, покупателей, могут очень сильно удивить.

Но пока ещё у шуян есть право выбора — свежий товар с рынка или покупка в крупном универсаме. Каждый из нас вправе выбрать место, где покупать товар. Но даже в сетевых магазинах мы можем выбрать отечественный продукт или товар первой необходимости взамен импортного и, таким образом, «проголосовать рублём» за отечественный продукт.

От 1 Августа 2017 года Владимир БАБАЙКИН, фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий