year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Жадность: что такое и как с ней справиться? - «Местный спрос»

Жадность: что такое и как с ней справиться?

От маленького ребёнка часто можно услышать: «Не дам! Это моё! Почему ноутбук брата трогать нельзя, а мой вертолётик можно?» И правда, а почему?

Жадность: что такое и как с ней справиться?

Мой ребёнок — жадина. Он прячет конфеты, и ест их один, он не делится игрушками с другими детьми. А если и даст поиграть своим конструктором, то стоит рядом и нетерпеливо ждёт, когда ему его отдадут. Жадность в теории — это неумеренное желание владеть чем-либо, получить больше, отдавая при этом совсем мало.

Мы поговорим именно о детской жадности, потому что во взрослой жизни, помимо жадности, есть ещё и скупость, и алчность. Истоки жадности нужно искать в детстве.

У всех дети как дети, а мой…

От одного года до трёх лет у ребёнка деятельность направлена на познание предметов, его свойств и качеств. До двух лет у малыша понятие жадности не существует вовсе. Но он в этот период очень наглядно видит и запоминает родительское слово «нет» в качестве

запрета. Поэтому запреты должны быть обоснованы и справедливы.

К двум годам в лексиконе ребёнка появляется слова «я» и «моё». Вещи, как таковые, являются для малыша продолжением себя: «Это моя мама, моё ведёрко, моя песочница». Все эти люди и вещи входят в его личное пространство. Поэтому ребёнок эмоционально может отреагировать на то, что кто-то возьмёт его ведерко или подойдёт к его маме. Наглядный пример на прогулке: ребёнок выносит в песочницу ведёрко, совочек, формочки, какое-то время играет. Потом отвлекается на качели, а в его ведёрко и совок уже играют другие дети. Реакция может быть разной — от топанья ногами до крика и драки. Ведь, с точки зрения ребёнка, произошло покушение на него самого, а не на вещи. И вот тут происходит самое важное: то, как реагирует мама. А ведь маме стыдно за такого ребёнка: «У всех дети как дети, а мой дерётся. Что ему совочка, что ли, жалко?». И происходит показательный воспитательный процесс перед другими мамами — «обществом». Нельзя же ударить в грязь лицом и показать, что она не воспитывает своего ребёнка. Надо отругать, шлёпнуть или одёрнуть, а ещё отдать обиженному ребёнку (не своему) совочек. Это действия мамы, которая ориентируется на свои интересы, а не на интересы ребёнка.

Должен делиться? Или может?

Здесь возможны две родительские стратегии научения — или делиться обязательно всем и всегда, или делиться тогда, когда хочется. Другими словами — ребёнок должен делиться или ребёнок может делиться. Так вот, если родители будут настаивать на позиции — ребёнок должен делиться всегда, то у таких детей в подростковом возрасте возникает потребность действовать «назло». А вот вторая стратегия, при которой ребёнок может делиться, когда сам этого захочет, исходит из интересов ребёнка, соответственно, более правильная. К трём годам важно научить ребёнка говорить слово «нет». Если умение говорить слово «нет» не сформируется, то ребёнок вырастет не жадным, а безотказным.

С трёх до семи лет дети начинают сами делиться игрушками в детском саду, потому что игры с разными игрушками веселее и разнообразнее. А ещё к ним приходит осознание, что делиться с другими — это располагать к себе. Но есть дети, которые сидят в углу со своими игрушками или, получив конфету, сразу прячут её. Вот в пятилетнем возрасте уже можно говорить о жадности, как черте характера.

В чём же причины жадности?

Недостаток внимания и любви со стороны родителей. Чаще всего занятые родители «откупаются» от ребёнка конфетами или другими подарками, вместо того, чтоб посвятить ему своё время, почитать книгу или сходить на каток. Для ребёнка эти конфеты становятся «ценностью» и, соответственно, ими он делиться не будет. Это же мама или папа купили! Это знак проявления любви. В дальнейшем, во взрослом состоянии, такой человек без материальных подарков не воспримет отношения с человеком противоположного пола, и в «знак любви» будет требовать шубу, машину или что-то другое.

Причиной жадности может быть и ревность к младшим братьям, сёстрам. Если родители больше любви и внимания отдают другому ребёнку, то включается механизм «защиты», проявляющийся в жадности и агрессии. «Особо бережливыми» могут быть и те дети, которых однажды очень сильно отругали за поломанную игрушку, и теперь они любой ценой их берегут. До такой степени, что никому не позволяют до них дотронуться, иногда даже самому себе.

Профилактика жадности

1. Не принуждать детей делиться. У ребёнка есть свои собственные вещи. Если он пожелает, может поделиться.

2. Ваш пример — самое действенное средство. Помните, что ребёнок очень наблюдателен.

4. Нельзя отдавать чужому ребёнку игрушку своего ребёнка, не спросив на то у него разрешения. В глазах своего ребёнка вы автоматически становитесь его предателем. Лучше переключите внимание деток.

5. Никогда не манипулируйте ребёнком: «Ты жадина, и я сегодня с тобой не буду читать книгу». Такие действия вызывают страх и неуверенность у малыша. Старайтесь избегать этого ярлыка — «жадина». Лучше скажите, что делиться с другими — это хорошо, и постарайтесь это объяснять так, чтоб ребёнок сам захотел это сделать.

6. Не ругайте своего ребёнка при всех.

7. Говорите про честность. Если ваш ребёнок прячет свою игрушку в кармане, а с игрушками других детей играет с удовольствием, то объясните ему, что такое поведение не является честным.

8. Доброта ребёнка должна оцениваться родителями. Хвалите его за это качество.

От 27 Января 2017 года Наталья УДАЛОВА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий