year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
За 100 лет Россию разрушали дважды - «Местный спрос»

За 100 лет Россию разрушали дважды

В Шуе прошёл региональный этап Международных рождественских чтений.

За 100 лет Россию разрушали дважды

За 100 лет Россию разрушали дважды

За 100 лет Россию разрушали дважды

За 100 лет Россию разрушали дважды

Рождественские чтения, состоявшиеся на базе Шуйского филиала ИвГУ, были посвящены анализу уроков прожитого Россией столетия. В работе форума приняли участие клирики Шуйской епархии, студенты и преподаватели педагогического вуза, общественные деятели. В президиуме — Матфей, епископ Шуйский и Тейковский; Сергей Рощин, глава города Шуи; Игорь Черёмушкин, депутат Думы городского округа Тейково; Вера Филиппова, председатель Шуйского районного Совета; Алексей Михайлов, директор филиала ИвГУ. Каждый из них в своём приветственном слове обратил внимание на особенность минувшего столетия как времени великих испытаний, наполненных страшными невзгодами. В XX веке великая империя — вначале царская, потом советская — разрушалась дважды, в 1917 и 1991 годах. Дважды страна теряла треть национального богатства, будучи отброшенной в своём развитии далеко назад, но каждый раз поднималась из пепла.

— История Шуи тесным образом связана с историей государства, и сегодня администрация города прилагает немало усилий для преобразования города в плане сохранения исторических ценностей, — сказал в своём выступлении Сергей Рощин. Глава города, подчеркнув былое значение Шуи как одного из духовных центров России, напомнил известное изречение историка Ключевского о том, что история ничему не учит, но наказывает за незнание уроков.

Владыка Матфей, анализируя минувшее столетие, напомнил, что Русская православная церковь неоднократно испытывала преследования за свою веру, однако притеснения начала прошлого столетия были наиболее масштабными, всеохватывающими и непрерывными. Более ста миллионов православных верующих России в течение 70 лет подвергались разнообразным гонениям и дискриминации: от издевательств и увольнения с работы до расстрела. Закрывались и разрушались храмы. Отступление русского человека от Бога повлекло за собой и узаконивание абортов, и уничижение многодетности, и духовный кризис современной семьи. Сегодня на 10 браков в среднем по стране приходится более 6 разводов, тогда как в XIX веке на 100 тысяч браков был всего один развод. Растёт число сожительств, 40% детей воспитывается в неполных семьях. В сознание общества основательно внедряется идеология греховной вседозволенности, влекущей за собой стремление к потреблению, заработку, развлечениям.

— Наша задача сегодня — вернуться в храмы. Несмотря на то, что крещёных людей у нас много, но живущих по вере намного меньше. По официальной статистике, в 37‑м году было до 56% верующих, не имевших возможности исповедовать веру. Сейчас у нас 79% россиян называют себя православными, и при полной свободе и доступности храмов мало кто из них каждое воскресенье посещает церкви и участвует в Таинствах.

На пленарном заседании также выступили: доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений ИвГУ Владимир Чернопёров; доктор исторических наук, профессор этой же кафедры Сергей Усманов; доктор исторических наук, профессор кафедры истории и права Шуйского филиала ИвГУ Юрий Иванов; кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и права Татьяна Красницкая, а также иеромонах Тихон, клирик Свято-Николо-Шартомского монастыря.

В докладе Владимира Чернопёрова большевизм назван новой государственной религией, созданной по образу и подобию православия, но противостоящей ему. Вместо Нового Завета — труды политических деятелей, вместо почитания Христа — культ вождей. Образ дьявола, по мнению докладчика, был заменён многочисленными врагами пролетариата, а инквизиция — массовым террором. На смену церковным праздникам пришли революционные, богослужение в храмах заменили театр и кино, крестные ходы — демонстрации, паломничества — экскурсии по историческим и культурным местам.

– Большевики создали новую религию, — резюмирует докладчик, — но это была квази-религия, которая рано или поздно должна была сгинуть.

Автор второго выступления, профессор Сергей Усманов, обратился к статье известного историка-эмигранта Г. П. Федотова «Перед памятником Ленину». Историк обращал внимание не столько на экономические достижения большевиков, сколько на их стремление создать новую общность людей, с их новой моралью и новым бытом. В частности, извечное стремление русского человека к справедливости интерпретировалось большевиками, как элементарное мщение эксплуатируемого по отношению к эксплуататору. Воспитание силы и презрение к слабости — тоже символы советской системы. Пагубна и мораль большевизма, когда с приходом очередного вождя пересматривалась и линия партии. Федотов, а вслед за ним и Усманов делают вывод, что большевизм — учение не жизнеспособное, разрушительное и не имеющее будущего. Когда энергия «обиженных и гонимых» исчерпала себя, политическая система рухнула. Но сегодня с высоких трибун звучат призывы к переименованию Волгограда в Сталинград или Санкт-Петербурга в Ленинград.

Нельзя, по словам докладчика, поддаться соблазну возрождения идеалов большевизма.

Профессор кафедры истории и права Шуйского филиала ИвГУ Юрий Иванов посвятил свой док-

лад закрытию и разрушению церквей в нашем городе. Борьба с религией, делает вывод Юрий Анатольевич, была делом банальным, отчасти рутинным, без какого-либо серьёзного проявления идеологии. В закрывавшихся церквях горкомхозы, выполняющее функции ЖКХ, устраивали склады, торговые базы, архивы, клубы, физкультурные залы. Декрет об отделении церкви от государства предполагал прекращение финансирования церковных организаций, и первыми его жертвами стали церкви без приходов. В 1918 году закрылась Николаевская тюремная церковь, в 1919 году Никольская церковь, находившаяся в мужской гимназии (ныне школа № 2), переоборудована в спортивный зал.

В 1923 году принимается закон, что все церковные сооружения и церковное имущество являются собственностью государства. Сразу после этого закрываются церкви при Земской и Киселёвской больницах, а также при педагогическом техникуме. В 1924 году прекращаются службы в Ильинском храме, а год спустя в его помещении открывается клуб «Безбожник». В 1930 году взрывается Спасский храм под предлогом того, что он мешает проведению демонстраций. В 1932 году взрывается Успенский единоверческий храм, который якобы препятствовал движению по Октябрьскому мосту. Одновременное закрытие Покровского и Воскресенского соборов, Крестовоздвиженской и Георгиевской церквей связано с так называемой «безбожной пятилеткой», стартовавшей в 1932 году. Кстати, «безбожная пятилетка» была успешно провалена советским народом, а имя Бога граждане СССР так и не забыли. В 1939 году разбирается на кирпич (под строительство школ) храм на Троицком кладбище.

Следующий этап борьбы с религией власти связали с расширением города Шуи, и сельские храмы, «препятствующие расширению», городские власти спешат закрыть. Церковь на Вознесенском кладбище, самую большую в заречье, разбирать на кирпич не рискнули, в ней власти предлагали устроить пионерский клуб, но, в конце концов, огромное помещение храма отдали под зернохранилище. В 1941 году под закрытие попал храм в Мельничном.

В 1950 году, в период так называемой «хрущёвской оттепели», когда было торжественно обещано «извести» последнего попа, разбираются на кирпич церкви во Взорнове и в Юрчакове.

От 20 Декабря 2016 года Доклады слушала Любовь СМИРНОВА. Фото: шуйская епархия.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий