Хорошо забытое старое
Шуйский филиал ИвГУ готов возродить профильные классы в общеобразовательных школах.
Ивановские вузы готовы уже со следующего года организовать на своих площадках профильные 10-11 классы. Вопрос этот 13 сентября на своём совете обсудили ректоры вузов области с губернатором Павлом Коньковым. О новшествах в сфере образования мы беседуем с директором Шуйского филиала ИвГУ, председателем Общественного совета при департаменте образования региона Алексеем Михайловым.
— Алексей Александрович, о каких образовательных моделях идёт речь?
— Сейчас активно пропагандируется модель тесного сотрудничества высшей школы и общеобразовательных учреждений. Существует насколько вариантов этого взаимодействия. Первый, когда университеты, филиалы университетов проводят лицензирование по программе общего образования, открывают на базе университета профильные классы. Как правило, это 10-11 классы по профилю вуза. Вузы полностью отвечают за качество образовательного процесса на своей территории. Университет, как и школы, получают от муниципалитета субсидии на выполнение государственного задания.
— В чём суть второй модели?
— Вторая модель — это сетевое взаимодействие, сейчас модель внедряется в вузах и широко распространена. Преподавание ряда учебных предметов или факультативов реализуется преподавателями вуза на базе университета: в специальных классах, в лабораториях и т. д. Такой опыт есть у химико-технологического университета. Уже много лет учёные этого вуза сотрудничают с химическим лицеем.
— Открываются ли профильные классы на базе школ?
— Это как раз подразумевает третья модель. В профильный класс на базе школы набираются ученики, которые уже определились с выбором профессии.
— В девяностые годы в средней школе № 7 был педагогический класс. Значит, всё новое — это давно забытое старое?
— Именно так, и это хороший опыт. Ученики его получили и стали прекрасными педагогами, учёными, руководителями, защитили диссертации.
— Помню, в педагогическом классе часть уроков была посвящена введению в профессию, и преподавали нам профессионалы высочайшего уровня. Вожатское дело у нас вела Л. Э. Комлева, а культуру речи — Л. В. Суханова. Не хотите ли возродить педагогический класс?
— Мы два года пытаемся возродить его. Надеюсь, что в новом учебном году мы такой профильный класс откроем.
— Какая из трёх моделей сотрудничества школы и вуза, на ваш взгляд, более приемлема для Шуйского филиала ИвГУ?
— Для нас пока приемлемо сетевое партнёрство на базе школы. В перспективе рассматривается прохождение лицензирования программ общего образования с учётом современных площадей. Очень жёсткие требования к материальному обеспечению, в частности, кабинетов физики и химии. Мы рассматривали такую модель, когда консервировали базу соцгума. Приглашали специалистов департамента образования. Но это дороговато. Затратно выполнить все требования СанПиН и госпожнадзора, поэтому мы не можем открыть школу при филиале. В перспективе это возможно, если только часть учебных площадей переоборудовать, в том числе и площади современного корпуса, для тех же лабораторий. А пока мы готовы начать просто собирать детей, ориентированных на педагогическую профессию.
— Тем более что стране нужны учителя…
— Да, наш филиал имеет педагогическую направленность, и государственное задание мы получаем по педагогике. Стране нужны специалисты-экологи, педагоги. А Шуе сам Бог велел, имея педагогический вуз, выпускать учителей.
— Профильный класс, как и в девяностые годы, планируете открыть на базе 7‑й школы?
— Пока мы это не обговаривали. Нужно встретиться с руководством городского отдела образования, с главой города, потому что без его участия такого решения не принять. Важно, чтобы школа была недалеко от вуза, чтобы школьники могли пользоваться нашими площадями, погружаться в студенческую жизнь.
— Мотивация поступления на педагогические программы — это одна из целей создания профильного класса. А последующее трудоустройство молодых специалистов вуз возьмёт хотя бы частично на себя?
— Да, сейчас широко обсуждается процесс распределения после окончания вуза. Как это будет проходить, пока неизвестно, но трудоустройство однозначно будет для тех, кто обучался на госбюджете. В принципе не должно быть такого, что человек, получив бесплатное образование, оказывался не удел. Моя позиция, к слову, такова, что процесс послевузовского распределения должен затрагивать всех выпускников. Не только учителей и врачей, но и специалистов всех востребованных профессий. В первую очередь тех, кто получает образование за государственный счёт.
— Сейчас трудоустройству уделяется пристальное внимание. Говорят, что даже для филиалов вузов ввели процент трудоустройства выпускников…
Действительно, впервые в этом году мы составляли мониторинг трудоустройства выпускников. В нашем филиале 75% выпускников нынешнего года работают по специальности. И этот показатель растёт. С открытием профильного педагогического класса, как мы рассчитываем, к нам придёт мотивированный студент. Педагогические классы, кстати, уже работают в Иванове и в Наволоках. Шуя пока, к сожалению, отстаёт.